Утро в храме. Мы пришли к началу богослужения. Что происходит в алтаре, при закрытых царских вратах, при задернутой завесе, в то время когда читаются часы? Там совершается проскомидия – приготовление к Божественной литургии. С ней Церковь соединяет воспоминание о первоначальной жизни Иисуса Христа, бывшей подготовкой к Его подвигам и протекавшей, как и сама проскомидия, незримо для народа.
Приготовление частиц
Облачившись во все священные одежды, иерей приступает к жертвеннику и берет одну из больших служебных просфор, чтобы изъять середину с печатью имени Иисуса Христа, как бы изображая этим рождение Богомладенца от Пречистой Девы Марии.
Помышляя, что рождается Агнец, принесший Себя в жертву за весь мир, он водружает тонкое литургическое копие в правую сторону печати и произносит слова пророка Исаии о Спасителе. Копие — это специальный нож наподобие копья, используемый для разделения частей в просфоре. Символически оно знаменует собой то самое копье, которым было прободено ребро Спасителя. Водрузив копие в левую сторону просфоры, священник произносит: «И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих». При водружении копия в верхнюю сторону печати звучат слова: «Во смирении Его суд Его взятся»; в нижнюю — «Род же Его кто исповестъ?»
Затем иерей поднимает копием вырезанную середину хлеба и, положив на святом дискосе, крестовидно надрезает его. Дискос — это круглое блюдо с широким дном и на подставке, на дне которого находится изображение Богомладенца, лежащего в яслях. Дискос вместе с Потиром (Святой Чашей) — важнейшие предметы при совершении литургии, их использовали для Евхаристии еще в апостольские времена.
Священник вонзает копие с правой стороны первой просфоры, напоминая прободение ребра Спасителя. В это время диакон вливает вино и воду в Потир, испросив на то благословение у иерея. Потир символически означает ту Чашу, от которой происходило первое христианское причащение Крови Господней на Тайной вечере, из него будет происходить причащение на Божественной литургии.
Затем, по древнему обычаю, взяв в руки вторую служебную просфору, иерей вынимает из нее частицу в честь и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и полагает ее по правую сторону святого хлеба, произнося пророческое слово из псалма: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, преукрашенна».
Из третьей просфоры в воспоминание святых он вынимает девять частиц, которые полагает в три ряда, по три в каждом. Первая берется в честь и память святого Иоанна Крестителя, вторая — в честь пророков, третья — в честь апостолов, и этим завершается первый ряд. Затем следуют четвертая частица в память святителей, пятая — в память мучеников, шестая — в воспоминание преподобных и богоносных отцов и матерей, и завершается второй ряд. Седьмую частицу священник извлекает в память чудотворцев и бессребреников, восьмую — за богоотцев Иоакима и Анну, а также празднуемого в этот день святого, девятую — за Иоанна Златоуста или Василия Великого, в зависимости от того, чья литургия совершается в этот день. Все девять изъятых частиц он возлагает на дискос возле Святого хлеба, по левую его сторону.
Принимая в руки четвертую просфору — за всех живых, иерей вынимает из нее частицы за все православное епископство, патриархов, местного епископа, всех священников, за православных христиан поименно: кого сам захочет помянуть или о ком просили его помянуть прихожане, подавшие записки на проскомидию.
Затем священник берет пятую просфору и вынимает из нее частицы в поминовение всех умерших, прося об отпущении им грехов, также начиная от патриархов, благочестивых царей, создателей храма.
В заключение проскомидии он вынимает частицу и за себя самого. Все частицы, вынимаемые за здравие и за упокой священник полагает на дискосе возле святого хлеба, внизу его. Таким образом, вокруг этого хлеба, этого Агнца, символизирующего Самого Христа, собрана вся Его Церковь: и торжествующая на небесах, и воинствующая на земле. Все частицы к концу литургии, после причащения, погружаются в Святую Чашу, в Кровь Христову.
Каждение
Приготовив таким образом Святые Дары, иерей благословляет кадило, произнося молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» В это время святой жертвенник изображает как бы таинственный вертеп, в котором благоволил родиться и возлежать Спаситель мира. Этому смысловому значению жертвенника соответствуют все дальнейшие действия священника: он кадит и ставит на дискос звездицу — две металлические крестообразно расположенные дуги, изображающие Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов с Востока к яслям, где возлежал Богомладенец.
Окадив первый покров, иерей покрывает им Святой хлеб с дискосом. Покровцы (покровы) и «возду´х» представляют собой матерчатый четырехугольный плат и два других поменьше. Их прикладное значение — предохранять Святые Дары от попадания на них насекомых. Покадив второй покров, священник покрывает им Чашу. Затем он берет большой покров, то есть «возду´х», покрывает им и дискос, и Чашу вместе и отходит от жертвенника, поклоняясь, как поклонялись пастыри и цари Богомладенцу, и кадит пред Святыми Дарами, изображая в этом каждении благоухание ладана и смирны, которые были принесены мудрецами в дар Богомладенцу.
Затем кадильницу из рук иерея принимает диакон и кадит жертвенник и престол крестообразно вокруг, а затем выходит из алтаря, чтобы наполнить благоуханием весь храм и приветствовать каждением всех собравшихся верующих. Вслед за каждением начинается непосредственно Божественная литургия.
Подготовил Алексей Дьяконов, кандидат богословия, преподаватель НДС
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.