Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К 75-летию Победы > «Этот километр немцы не могли пройти две недели»
19:30, 22 октября 2020

«Этот километр немцы не могли пройти две недели»

Дивеевская монастырская православная школа выпустила книгу о войне
Любовь Ковригина проводит музейный урок. Фото из архива Дивеевской монастырской православной школы

Сколько написано о Великой Отечественной. Книг, статей… Сколько снято фильмов. Но неизвестных страниц этой страшной и великой битвы еще множество. Одну из них удалось приоткрыть благодаря Дивеевской монастырской православной школе. В августе учебное заведение при поддержке фонда Президентских грантов выпустило книгу «Они победили уже в 1942 году…» Издание вышло к 78-й годовщине боев за гвоздильный завод в Сталинграде и рассказывает о подвиге бойцов, защищавших город в сентябре 1942-го.

Поездка в Волгоград

Началось все с музея Мужества, который предложила открыть в школе директор — инокиня Наталия (Лялюшко). В 2016 году он распахнул свои двери. События Великой Отечественной в его экспозициях предстают перед посетителями в хронологическом порядке: от Брестской крепости до Берлинской операции. Центральное место занимает диорама «Сталинград. Бои в городе. Гвоздильный завод».

— Я понимала, что переломный момент — это Сталинград, — говорит мать Наталия. — В интернете мы нашли фотографию, датированную уже 1943 годом, то есть сделанную после Сталинградской битвы, на которой изображено полуразрушенное здание. Оказалось, что это гвоздильный завод, он находился рядом с вокзалом Сталинград-1. Эта фотография стала отправной точкой для исследовательской работы. Мы с ученицей Любой Ковригиной стали собирать информацию о гвоздильном заводе и о боях, которые за него велись. За основу нашей диорамы взята эта фотография. В течение четырех лет мать Наталия с Любой собирали информацию о ходе боев, о людях, которые защищали завод. Это были бойцы 1-го гвардейского стрелкового батальона 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии Приволжского военного округа. Многое для исследования дала поездка Любы в Волгоград.

— Она перевернула мое сознание, — рассказывает девушка. — Когда мы вышли из поезда, я направилась в вокзал, в котором когда-то велись бои, на привокзальную площадь, к зданию гвоздильного завода… Представила, как здесь буквально несколько десятилетий назад текла кровь, стонали раненые, лежали убитые… А сейчас тут цветы и фонтан. Гуляют люди, едят мороженое. Мне стало жутко. Я вдруг поняла, насколько страшной была Великая Отечественная война. Чувства благоговения, страха и благодарности не покидали меня на протяжении всей поездки. Люба Ковригина вместе с учителем истории Анной Васильевной Гришиной надеялись при помощи расспросов в волгоградских музеях больше узнать о боях за гвоздильный завод. Но практически все, что при этом удалось, это в очередной раз убедиться в их значимости по причине близости завода с вокзалом. Тогда они встали возле бывшего здания завода (оно сейчас восстановлено, здесь находится «Ростелеком») и провели небольшой опрос. Спрашивали у коренных жителей разных возрастов, что они знают о боях за гвоздильный завод и вокзал. Никто ничего толком не ответил.

— Для меня была открытием история этого подвига, — говорит Люба. — Расстояние от Волги до вокзала — всего 1 километр 200 метров! И этот километр бойцы 1-го батальона защищали две недели. Положив свои жизни.

Инокиня Наталия с Любой составили список бойцов 1-го батальона, восстановили некоторые биографии. Например, младший лейтенант Василий Колеганов. Он был ранен на гвоздильном заводе, госпитализирован, потом участвовал в боях за Польшу и погиб в 1944 году.

И батальон бессмертных

Когда материал был собран, встал вопрос о книге. Открыли музей, сделали диораму, но хотелось, чтобы о героическом эпизоде Сталинградской битвы узнало как можно больше людей, особенно школьников. Тогда решили поучаствовать в конкурсе Президентскихх грантов. Свой проект назвали «Память не знает границ», в него вошло и издание книги.

Начинается она с истории зданий, которые защищали гвардейцы 1-го батальона: вокзал, завод и еще несколько домов. Затем читателя знакомят с обстановкой на Сталинградском фронте к сентябрю 1942 года. Здесь использованы архивные документы, которые удалось найти в интернете, мемуары полководцев и единственного выжившего бойца 1-го стрелкового батальона Антона Кузьмича Драгана, исследования заинтересованных людей.

— Брали в том числе немецкие архивные документы. Нашему учителю немецкого даже пришлось переводить, — рассказывает мать Наталия. — В музее есть экспонат — немецкий журнал «Сигнал» 1942 года на немецком языке. Там большая статья о Сталинградской битве, цитирую: «Сталинград — это крепость, существенно отличающаяся от других крепостей. Обычно крепость имеет систему, которую можно разгадать, тогда ее можно нейтрализовать. Сталинград не имеет никакой системы, в Сталинграде ежечасно сталкиваешься с новыми проблемами…» Или: «Русские дрались за городские развалины, с упорством, превышающим и без того впечатляющий боевой дух».

Глава, в которой рассказано о двухнедельном пути 1-го стрелкового батальона, называется «Батальон бессмертных». Они дрались с немцами с 14 до 26–27 сентября, до Крестовоздвижения. Хронология расписана по дням. Далее — повествование о том, как освобождали этот участок сталинградской земли в январе 1943-го. Есть в книге и рассказ о восстановлении здания вокзала и завода.

Благодаря работе над книгой Люба Ковригина определила свой жизненный путь. В этом году она окончила школу и стала студенткой исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

— Именно собирая материал по гвоздильному заводу, я поняла, что мне нравится история, изучение судеб людей, — говорит Люба. — Я научилась сравнивать, анализировать, сопоставлять. Были герои, были и предатели. И были люди, простые, обычные. Но когда стало нужно, они проявили себя героически.

Футбол в блокадном Ленинграде

В Дивеевской монастырской православной школе музейные уроки для учащихся с 1-го по 11-й класс, посвященные Великой Отечественной войне, проводит директор школы и музея инокиня Наталия (Лялюшко) и учащиеся школы из числа музейных активистов. Все уроки посвящены разным этапам пути к Победе над фашизмом.

— К сожалению, по образовательным стандартам Великую Отечественную проходят только в старшем звене, — рассказывает мать Наталия. — В 9-м классе четыре часа и в 11-м еще пять часов — все! Дети о войне знают мало. И воспринимают ее многие по-другому, не так, как старшее поколение. Однажды на урок по блокадному Ленинграду пришли старшеклассницы. Я рассказывала о том, что к началу апреля 1942 года немецкое командование решило поднять боевой дух своих войск. Специально для этого была издана газета под названием «Ленинград — город мертвых», напичканная фотографиями жертв и разрушений. Листовки с подобным же содержанием гитлеровцы разбрасывали и над самим Ленинградом. Ответным шагом нашего командования стал блокадный матч. В 14:00 6 мая 1942 года, в день великомученика Георгия Победоносца, на поле стадиона вышли команды «Динамо» (Ленинград) и сборная Ленинградского гарнизона. Комментарий матча на русском и немецком языках был записан на стадионе и на следующий день при помощи громкоговорителей передавался на линии фронта как для советских солдат, так и для гитлеровцев. Впечатление от этого радиорепортажа оказалось куда сильнее, чем от гитлеровских газет. Ветераны вермахта, воевавшие под Ленинградом, вспоминали после войны, что для них новость о том, что русские в этом кажущемся мертвом городе играют в футбол, стала настоящим потрясением. Учащимся был показан видеофрагмент с воспоминаниями Евгения Улитина, участника блокадного матча, который сказал: «Наша основная задача — доказать фашистам, что Ленинград не только жил, но живет и будет жить!»

Кажется, все понятно, но в конце урока одна девочка вдруг задала вопрос: «А зачем они играли в футбол?» Старшему поколению это не нужно объяснять. А детям приходится. Или еще тенденция: в интернете ведутся дебаты, чья техника (экипировка, умения и так далее) лучше — немецкая или советская.

— Так в детском сознании и формируется положительный образ фашиста, — говорит директор православной школы. — У них «крутые» танки и самолеты. У наших — нет. Забив в интернете в поисковую систему фразу «лучший ас Второй мировой войны», мы получим информацию о немецком летчике Харт­мане с его 352 воздушными победами, в то время как у советского летчика-аса Ивана Кожедуба их всего 64. Учащиеся, увидев цифры, чаще всего думают, что немецкие летчики лучше, самолеты у них лучше… К сожалению, в энциклопедиях и в интернете не объясняется, откуда берутся такие цифры и как к ним относиться, как фиксировалась воздушная победа у немцев и у нас, как подтверждались эти победы… Наша задача — дать знания, прививать интерес к военной истории, учить критически воспринимать факты, которые нам дают интернет и современные книги и фильмы о войне. Мы надеемся, что наш музей Мужества помогает решению этой задачи.

Надежда Муравьева