Любой преподаватель рад, когда после лекции ему задают вопросы. Это значит, что аудитория не «отсутствовала», а слушала его. Так же радуются и духовные отцы, когда прихожане задают вопросы. На очередную подборку вопросов отвечает протоиерей Илия Шитов, клирик Благовещенской церкви поселка Желнино города Дзержинска.
— Где в церкви можно поставить свечу о нерожденных младенцах? Можно ли подавать о них записки, молиться в храме?
— О нерожденных младенцах можно молиться и в храме, и дома. Есть канон Вифлеемским младенцам. Можно молиться мученику Уару. И даже ставить свечу в церкви за совершенный грех аборта. Но ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации по поводу крещения неродившихся детей, на которые идут шарлатаны, заявляя себя священниками или монахами РПЦ. А записки следует подавать за мать неродившегося ребенка. Ведь если ребенок не крещен, то он не является членом Церкви и, собственно, поминать его нельзя. Но надо уповать на милость Божию, что такого человека он обязательно помилует, ведь он не совершил ни одного личного греха и не виноват в том, что был нежеланным для своих горе-родителей.
— Кто такой благочинный?
— Благочинный, или глава благочиннического округа, — это административная должность священника, которого правящий архиерей назначает для наблюдения за порядком в округе епархии — благочинии. Благочиние является средней инстанцией между приходом и епархией. Благочинный не выше по сану своих собратьев-священников, но по должности он помогает священникам своим примером и братским советом, как более опытный, устраивать приходскую жизнь «благообразно и по чину».
— Что такое воцерковление? Это когда младенца вносят в алтарь?
— Не только. Дитя мужского пола вносят в алтарь для посвящения Богу. А воцерковление может наступить и гораздо позднее. Для некоторых это дело всей жизни. С воцерковлением человек становится ближе к Богу. Многие современные христиане в церкви бывают два раза в жизни: когда крестятся и когда их отпевают. Таких людей нельзя назвать воцерковленными, хоть их и заносили в алтарь. Воцерковление — это жизнь в Церкви со Христом. Это постоянное совершенствование себя, борьба с пороками и страстями. Подлинно воцерковляясь, человек становится Человеком-личностью.
— Что такое младостарчество?
— Это проявление тщеславия и гордости в священнике. Когда совсем молодой священник, не имея опыта, начинает учить, а иногда и требует беспрекословного подчинения себе. Естественно, он может наделать много ошибок, в том числе непоправимых. Это трагедия не только личностная, но и приходская. Поэтому ко всему нужен разумный подход. Ведь послушание не должно превышать рамок соработничества и ни в коем случае нельзя понимать его как рабство своему духовному вождю-гуру. Но порой так все и происходит. Мы сами начинаем баловать священника, а неопытный молодой батюшка может и оступиться.
— Почему Церковь так настойчиво внушает нам, что мы причащаемся не хлеба и вина, а именно Тела и Крови Христовых? Люди нецерковные удивляются: «Какой ужас! Вы едите и пьете Тело и Кровь своего Бога? Для чего?» Как им объяснить? Да и самому как-то не по себе от этой мысли.
— Мы причащаемся Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина. Ведь если внимательно прочитать Евангельские строки о Тайной вечере, Христос дает апостолам хлеб и вино, говоря: «Это Мое Тело и Моя Кровь». Не причащаясь Тела и Крови Христовой, мы не можем быть в Нем. Поэтому Христос и заповедал нам бескровную жертву. Иногда нам кажутся сомнительными некоторые традиции нашей Церкви. Но мы спокойно взираем на языческие жертвоприношения, в которых иногда проливается и настоящая человеческая кровь. Христос же нам заповедал высшую жертву — Евхаристию, где никакая кровь не проливается, после того как Он Сам пролил ее для нашего искупления от греха.
— Знаю, что не смогу оставить свой грех — нужно ли его тогда исповедовать? Не лицемерие ли это?
— Исповедание греха, который не можешь оставить, не есть лицемерие, а, скорее, стремление к его врачеванию и исцелению от него. Чем чаще мы исповедуем этот грех, тем больше в нас просыпается стыд и омерзение к этому греху. И тем быстрее мы можем его побороть.
— Не хочу исповедоваться в присутствии других. На дореволюционной иллюстрации видно, что священник исповедует за ширмой. Почему бы не возродить такой порядок?
— В некоторых храмах можно поисповедаться и отдельно ото всех. Но ведь когда мы исповедуем свой грех, мы же не кричим, а говорим со священником вполголоса или пишем свои грехи на записке. И потом: стоящих рядом прихожан не интересуют наши грехи. Они пришли со своими. Вы поддаетесь ложному стыду.
— Какие слова должны сказать родители, благословляя молодых иконой на свадьбе? Что делать с хлебом-солью, которыми встречают молодых?
— Вариантов очень много. Родители, благословляя своих детей на брак, не желают им ничего дурного. Поэтому напутствием молодой семье должны быть самые искренние и теплые слова. Шаблонов для этого нет. А хлеб и соль могут использоваться в повседневной жизни, например, могут быть съедены за свадебной трапезой. Нельзя придавать им какой-то сакральный, а тем более магический смысл.
— Осуждение — это грех. А обличение, напротив, предписано Самим Господом, о чем написано в Евангелии от Матфея (Мф 28:15–17). Как определить грань между осуждением и обличением?
— Осуждаем человека мы всегда за глаза, а вот обличить его то стесняемся, то боимся. Поэтому, если видите какой-то недостаток ближнего, надо сказать ему об этом аккуратно, не кичась при этом перед ним своей правотой. Но, как говорят святые отцы, мы видим в ближних те недостатки, какие есть в нас самих, поэтому прежде чем кого-то обличать, надо начать с себя. Самим исправить свою жизнь, а потом исправлять жизнь других. И если мы уврачуем свои недостатки, то и другие, видя наш пример, будут бороться со своими. И мы сами не впадем в грех фарисейства и лицемерия.
Подготовил Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.