Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Точка на карте > Где нет уже села, предания роятся
«Ведомости Нижегородской митрополии» № 23 (293) 15:36, 13 декабря 2024

Где нет уже села, предания роятся

Загадки урочища Анненкова

За время путешествий, предпринятых для съемки фильмов об урочищах Нижегородской области, мы убедились, как плотно бывают спаяны между собой пласты истории. Урочище Анненково в Вадском районе оказалось одним из самых богатых на подобные взаимосвязи. Его летопись наполнена удивительными событиями и яркими персонажами. Ниточки-паутинки связали это бывшее село и с Нижним Новгородом, и с обеими столицами, и с далеким Хабаровским краем, и даже с Сибирью.

Разбойный город

По преданию, в середине XVI века на берегах реки Пьяны объявилась разбойничья шайка под предводительством атамана по имени Берка. Никто не знал, откуда он пришел и какого он роду-племени. Говорили, что татарского хана ставленник. Берка быстро установил здесь свой порядок. Грабил проходящие на ярмарки и торги обозы, притеснял местных жителей. Никакой управы на него не было. А чтобы хранить награбленное и обороняться от нападений, разбойники построили укрепление, в котором и отсиживались между набегами. Это место до сих пор зовется у людей Беркин городок.

Послали мужики гонцов в Москву к Иоанну Васильевичу, чтобы выручил из беды. Ответа великий князь не прислал, но через три года, когда шел походом на Казань, разворошил разбойничье логово и от Беркина городка не оставил камня на камне. Сам же Берка то ли убит был, то ли утонул в Пьяне. А на обратном пути Грозный, в ознаменование победы над татарами, повелел заложить в этом месте церковь. Так по преданию и появилось село Анненково.

Храм Живоначальной Троицы

Насколько правдиво то предание и даже существовала ли в Анненкове деревянная церковь, доподлинно неизвестно. Каменный же храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы был сооружен здесь лишь в середине XIX века, в 1854 году. В селе тогда насчитывалось 90 дворов: 365 мужчин и 427 женщин.

В Адрес-календаре Нижегородской епархии за 1904 год указано, что храм внутри ветхий. Главный (холодный) престол освящен во имя Живоначальной Троицы, теплые приделы: правый — в честь святого Александра Невского, левый — в честь преподобной Марии Египетской. Имелась министерская школа. Иереем в тот год служил 40-летний Дмитрий Васильевич Архангельский. Псаломщиком был В. П. Покровский, 28 лет, а церковным старостой — А. Ф. Творкевич.

Имя художника, расписывавшего храм, не- известно. Скоро исчезнут и сами фрески. А ведь когда-то в этом храме венчался будущий премьер-министр России. Но начнем по порядку.

От декабриста до премьер-министра

Название села происходит от фамилии владельцев — дворян Анненковых. Из их рода нам, пожалуй, наиболее известен граф Иван Александрович Анненков, декабрист. В кинофильме «Звезда пленительного счастья» его сыграл Игорь Костолевский. В свое время Иван Анненков вынужденно стал нашим земляком. По возвращении из сибирской каторги проживать в столицах ему было запрещено, и остаток жизни граф провел в Нижнем Новгороде, где и окончил свой век в 1878 году.

Два десятилетия, проведенные им на нижегородской земле, были очень плодотворны. Иван Александрович участвовал в осуществлении крестьянской реформы 1861 года, был председателем Нижегородской губернской земской управы, почетным мировым судьей, много содействовал развитию школ и улучшению жизни крестьян. Награжден орденами Святого Станислава II степени, Святой Анны II степени и другими государственными наградами.

А в конце XIX — начале XX века село уже принадлежало Петру Аркадьевичу Столыпину, будущему премьер-министру России, прославившемуся своими реформами. Его бабушка Екатерина Аркадьевна тоже была урожденной Анненковой. Женился Петр Аркадьевич на праправнучке Суворова Ольге Борисовне Нейдгардт. Ее семья жила в соседнем селе Отрада (ныне поселок Новый Мир).

Загадочная свадьба

С этой женитьбой связано еще одно романтическое предание. Ольга Борисовна была невестой старшего брата Столыпина Михаила. Но незадолго до свадьбы Михаил погиб на дуэли. И, согласно преданию, на смертном одре брат вложил руку своей невесты в руку Петра. Через некоторое время Петр Аркадьевич посватался к ней, указав при этом на свой «недостаток» — молодость (будущая жена была тремя годами старше). Отец невесты, улыбнувшись, ответил, что «молодость — это недостаток, который исправляется каждый день». Брак оказался счастливым и многодетным.

Полагают, что обвенчались молодые именно в Троицком храме села Анненкова. Случилось это 27 октября 1884 года. Правда, в сохранившихся метрических книгах запись о браке Столыпина отсутствует. Следовательно, прямых доказательств венчания именно в Анненковском храме нет. Но ведь записи о венчании Столыпина не найдено ни в каком другом храме, хотя дата события известна. Предположение, что таинство свершилось именно в Анненкове, достаточно убедительно. В селе Отрада, откуда родом была невеста, не было полноценного храма — лишь домовая часовня в усадьбе отца. И вполне логично предположить, что молодые венчались в одной из соседних церквей, тем более что находилась она в имении жениха.

Святой шурин

Если это предположение верно, то на венчании, скорее всего, присутствовал и брат невесты Алексей Борисович Нейдгардт, в будущем один из верных друзей и последователей политики Столыпина. Это удивительная и замечательная личность. В рамках нашего рассказа невозможно даже просто перечислить все этапы его жизни и деятельности.

Он участвовал в коронации Александра III, был одним из первых земских начальников в Нижегородской губернии, успешно боролся с холерой, служил почетным мировым судьей в Княгининском уезде, получил чин статского советника, несколько раз избирался в Государственный совет, при поддержке Федора Шаляпина построил в Нижнем Новгороде на свои средства Народный дом (ныне театр оперы и балета), щедро жертвовал на нужды Церкви и постройку новых храмов. Именно благодаря ему, например, в селе Яковлевка был построен второй в мире храм, посвященный преподобному Серафиму Саровскому.

6 ноября 1918 года Алексей Борисович был расстрелян вместе с группой священников за попытку защитить от разграбления сельские приходы и монастыри. В 2000-м причислен Русской Православной Церковью к лику святых. 6 мая 2023 года в Нижнем Новгороде был освящен храм в честь новомученика Алексия Нейдгардта.

От Нижнего до Хабаровска

В поисках информации о селе Анненкове мы натолкнулись на очень интересные воспоминания Ларисы Карасевой-Чардымовой: «Прапрадед мой Чардымов Федор жил в Анненково во второй половине XIX века, и у него были брат Павел и брат Михаил. Павел Чардымов уехал в Нижний, и у него там хорошо пошла торговля, и к 1892 году уже были лавки и дома на Сенной площади, но детей с супругой Василисой у них не было. Поэтому в 1892 году и приехал во время большого голода к брату в Анненково, привез много еды и денег, а взамен увез маленького мальчика — племянника Петра (это мой прадед), и воспитал его, и везде представлял сыном. После революции Павла расстреляли на Бугровском кладбище, и имущество отняли.
А Петр, вернувшись с Первой мировой, поехал в Анненково жениться и привез в Нижний девочку 14 лет (а ему было 30!) Жаринову Александру Ивановну (это моя прабабушка). Их сын Чардымов Юрий Петрович после Великой Отечественной тоже поехал жениться на родину и в 1946 году привез в город Горький Крестенкову Анну Ивановну (это моя бабушка). Ну, а дальше село начинает вымирать, все разъезжаются, связи утрачиваются, и мой отец и я уже находим вторых половинок в областном центре. А, кстати, забыла о третьем брате прапрадеда: он уехал в Сибирь, тоже торговал, сделал много добрых дел в Хабаровске и ему поставили там памятник».

Если предположить, что подобные брачные союзы с односельчанами были распространены, то корни анненковцев должны быть разбросаны очень широко.

Дома и реки

Павел Леонтьевич Чардымов, крестьянин села Анненкова, действительно, к 1910 году был известен в Нижнем Новгороде своими торговыми лавками на Сенной площади. В 1911 году по его заказу на улице Большой Печерской был построен двухэтажный деревянный дом по проекту архитектора Сергея Левкова. Это был ярчайший пример нижегородского деревянного модерна с элементами русского народного стиля в деревянной резьбе. Здание входило в комплекс исторического наследия нижегородской деревянной архитектуры XIX — начала XX веков. Домом Чардымова можно было полюбоваться еще несколько лет назад. Но, к сожалению, долгое время он находился в аварийном состоянии, а 30 мая 2022 года в нем случился пожар. Хотя от оригинального дома мало что осталось, власти обещали восстановить его.

С третьим братом Чардымовым, Михаилом, не все ясно. Действительно, в истории Хабаровска был купец Михаил Чардымов. Он числился по I гильдии, был активным общественным деятелем, способствовал переименованию поселения Хабаровка в город Хабаровск, на собственные средства построил храм в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Благодаря его стараниям в городе была открыта народная школа, которую Михаил Чардымов содержал за свой счет до самой смерти. Он пользовался большим уважением в городе и стал первым потомственным почетным гражданином Хабаровска. Памятника, правда, ему не ставили. Но в честь него была названа речка Чардымовка, которая сейчас уведена под землю и скрыта под Амурским бульваром.

Однако его личная история прослеживается только с 1850 года, когда он уже служил в Российско-Американской компании в Чите. Да и отчество его (Игнатьевич) не совпадает с отчеством Павла Леонтьевича Чардымова, так что родным братом последнего он точно не мог быть. Тем не менее есть информация о том, что единственные родственники Михаила проживали в Анненкове Нижегородской губернии. Следовательно, об Анненковском следе в истории Хабаровска можно утверждать с полной уверенностью.

И заметьте, как любопытно получается. Владелец Анненкова Иван Александрович, отсидев в Читинском остроге, в 1856 году переезжает из Сибири на Нижегородчину, где приносит много пользы Отечеству. А уроженец Анненкова крестьянин Михаил Чардымов к началу 1850-х поступает в Читинскую Российско-Американскую компанию, и уже оттуда отправляется развивать Хабаровский край. А что еще более удивительно, оба скончались в 1878 году.

Конец истории

В советские годы в селе был образован колхоз «Революция» — одно из самых успешных хозяйств на территории Вадского района. В храме был устроен склад удобрений.Уничтожено село было в начале 1970-х годов. Еще в 1960-е годы здесь была начальная школа, жилые дома… Но в связи с промышленной разработкой близлежащего карьера было принято решение об упразднении Анненкова. На его месте планировалась добыча полезных ископаемых.

Деревянные избы были разобраны и перевезены на новое место — в поселок Анненковский Карьер. Часть жителей переехала в село Лопатино. Все, что можно было забрать с собой, жители увезли по новым адресам, а остальное было уничтожено временем и природой. Так исчезло целое село. До наших дней дошли лишь старое кладбище и сиротливо стоящий посреди поля храм. Никакой добычи на месте истребленного села Анненкова не ведется до сих пор.

Но кладбище рядом с храмом не выглядит заброшенным. Могилы ухожены, мусор убран. Память жива. А значит, жива и надежда.

Роман Сванидзе

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.