Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > «Где в тебе какое пятно или безобразие…»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №15 (237) 15:10, 16 августа 2022

«Где в тебе какое пятно или безобразие…»

Об очищении сердца покаянием

Таинство Исповеди сопровождает жизнь каждого верующего, это помощь на пути ко Христу. Но именно исповедь вызывает у новоначальных, да и не только у них, множество вопросов. Возникают затруднения, а иногда просто ошибки, связанные с таинством. Разобраться в них поможет настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— Как правильно относиться к исповеди? Раньше я думала, что это просто перечисление грехов перед священником, а теперь начала понимать, что нужен особый настрой, которого у меня, к сожалению, нет. Другие часто отходят от священника со слезами. А у меня ничего не меняется в душе. Всегда все ровно и спокойно. Даже стала опасаться, что других Бог слышит, а меня нет.

— Чтобы раскаяться в грехе, нужно его еще увидеть. «Войди в себя, — советует святитель Феофан Затворник, — и займись рассмотрением жизни своей и всего, что в ней неисправно. Конечно, всякий готов говорить и говорит, что он грешен, и нередко чувствует себя таковым. Но эта греховность представляется нам в нас в виде смутном и неопределенном. А этого мало. Приступая к исповеди, надо определенно разъяснить себе, что именно в нас нечисто и грешно и в какой мере. Надо знать грехи свои ясно и раздельно, как бы численно. Для этого вот что сделай: поставь с одной стороны Закон Божий, а с другой — собственную жизнь и посмотри, в чем они сходны, а в чем не сходны. Перебирай заповеди Десятословия, одну за другой, со всеми частными предписаниями, в них содержащимися, и смотри, исполнил ли ты все требуемое в них. Читай также, кто может, Нагорную беседу Спасителя, где Он излагает закон древний, восполняя его духом христианским, или читай послания апостольские в тех главах, где излагаются обязательные для христиан правила жизни… Всмотрись во все это, как в зеркало, и увидишь, где в тебе есть какое пятно или безобразие». Намерение не повторять грех — главное условие покаяния. Целью же является очищение сердца, возвращение в него Бога.

Есть, на мой взгляд, краткое, но всеобъемлющее руководство для кающихся — это великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков». В этой молитве содержится все для кающегося, чтобы суметь увидеть грех, осуждать его, но не осуждать других. И стараться прикладывать все усилия на борьбу со своими личными греховными наклонностями.

— Как подготовиться к исповеди? Есть ли какие-то правила? Лучше записать прегрешения, и если да, то насколько подробно? Что стоит говорить священнику, а чего не следует?

— Святитель Феофан Затворник дал всеобъемлющий ответ на этот вопрос. Главное правило — суметь рассмотреть в своем сердце грех. Что нужно мне изменить в своей жизни, в своем характере, в отношениях с людьми? Какой я христианин? Живу ли по заповедям? Знаю ли свою веру? И вот, когда определено главное, когда придет понимание, что первая заповедь блаженства «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» обо мне, что это я нищий духом, что сам я не могу избавиться от злобы или зависти, от гнева и лицемерия, — тогда есть с чем идти в храм на исповедь, есть о чем просить Бога. Записывать или нет свои грехи — дело ваше. Думается, главное и так не забудется. Только не должно быть отчета, пустого перечисления грехов, с которыми вы и не боретесь, и не собираетесь их оставлять. «Грешен, батюшка, курю», — говорят многие. Выходят со службы и спокойно закуривают. Для чего исповедовались? Чтобы допустили к причастию? Никакого смысла в таком формальном покаянии нет.

— Случайно услышал в храме, как одна женщина сказала другой, что священник во время исповеди наложил на нее епитимью. Что это значит?

— Слово происходит от греческого ἐπιτιμία — наказание. Это определенное правило, которое священник может назначить на исповеди кающемуся за те или иные грехи: дополнительный пост, поклоны, молитву, в редких случаях отлучение от причастия на определенный срок. В православии епитимья означает не наказание, а духовное лекарство для врачевания кающегося грешника. Такое временное правило — мера, направленная на исправление человека, для помощи в борьбе с грехом.

— Рассказала священнику об одной ситуации из жизни, и батюшка сказал, как нужно поступить. Но, на мой взгляд, если последовать этому совету, будет только хуже. Опасаюсь ослушаться священника. Конечно, он тоже человек, людям свойственно ошибаться, но ведь на нем священный сан, особая благодать… Какие рекомендации священника нужно обязательно исполнять, а какие остаются на собственное усмотрение человека?

— Во-первых, священнику вовсе не обязательно рассказывать «ситуации из жизни», если вы пришли исповедать грехи. Исповедь не разговор о ситуациях, а таинство покаяния. Другое дело, если у вас была со священником духовная беседа и вы спросили его совета. Совет и есть совет. Ваше дело прислушаться к нему или не прислушаться. Во-вторых, если священник является вашим духовником (что сейчас распространено и среди мирян, хотя это форма монашеских отношений), то вы, конечно, можете снова обговорить вашу проблему и несогласие с его советом, ведь духовник хорошо вас знает. Но каких-либо жестких правил обязательного исполнения совета священника не существует и существовать не может. В монашеской жизни отношения, как я уже говорил, иные.

— Насколько я знаю, существует тайна исповеди, священник не должен никому рассказывать. А если на исповедь придет убийца или человек, совершивший еще какое-то тяжкое преступление?

— Тайну исповеди священник не может нарушить ни при каких условиях. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается в служении на три года, и каждый день должен класть 100 поклонов. Тайна исповеди охраняется законом. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ гласит: «Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди или иную охраняемую законом тайну (например, тайну усыновления). В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди». Если священник узнал о готовящемся преступлении, он должен переубедить человека. В первую очередь это касается убийств, террористических актов, преступных приказов во время войны. В этом случае священник может, не раскрывая личности человека, сообщить тем, кому угрожает опасность. В трудных случаях он обращается к епархиальному архиерею за советом. Практика доносов в Тайную канцелярию, которую государство пыталось ввести в XVIII столетии, к счастью, не получила распространения, хотя, как известно, все же порой применялась.

— Как быть, если возникла особая привязанность к духовнику? У нас настолько хороший батюшка! С ним очень приятно общаться, говорить по душам. Чувствую, что иду на исповедь еще и за общением с конкретным человеком.

— Исповедь и беседа со священником — разные понятия. По душам надо с подружкой говорить. У священника другие задачи — вашего духовного окормления. Почувствовали привязанность к пастырю — избавьтесь от нее. Не получается — уйдите на другой приход.

— Моя подруга причащается довольно редко: ее духовник служит в другом регионе и добираться до места довольно долго. Но правильно ли это — причащаться раз в полгода? И можно ли менять духовника? Допускается ли исповедоваться в том городе, где ты живешь, у местного священника, а по особо важным вопросам ездить к духовному отцу куда-то далеко?

— Духовники были в прошлые века у монашествующих. Может, и сейчас они есть у иноков. У мирян — духовные наставники. Так будет более точно. Почему не поменять наставника, если тот далеко? Зачем по полгода оставаться без исповеди и причащения Святых Таин? Это все надумано. Надо и каяться, и причащаться, как положено православному человеку и, разумеется, как велит сердце, ничего не выдумывая. Мы же знаем, что исповедуемся не священнику, а Богу. Перед началом исповеди священник произносит такие слова: «Се, чадо, Хрис­тос невидимо стоит, приемля исповедание твое. Аз же точию свидетель есмь». Священник на исповеди — свидетель перед Богом в исповеди кающегося. Не более того. А за советом или беседой можно и в дальний монастырь прокатиться.

— Про одних батюшек говорят, что они очень строги на исповеди, про других — что очень лояльны. Одни прихожане хвалят добрых, другие — строгих. Кто прав? Каким должен быть священник?

— Прежде всего, беспристрастным. А строгость или мягкость зависят от обстоятельств и личности исповедующегося. Священник призван определить тон общения и форму помощи кающемуся. Мы все разные, и нельзя применять «прокрустово ложе» для всех без исключения.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.