Пасха Христова — самый главный и торжественный христианский праздник. В событии Воскресения заключен главный смысл нашей веры: пришедши на землю пострадать за грехи мира, Иисус Своим Воскресением снова открыл человечеству ворота рая, из которого был изгнан Адам.
Ввиду своего исключительного положения Пасха празднуется самый продолжительный период: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Торжество и духовная радость не умещаются в один день, и вся Пасхальная седмица празднуется «как един день». Богослужения в эту неделю почти полностью повторяют ночное пасхальное богослужение.
Сам момент Воскресения Господа, произошедшего на третий день после Его страданий и смерти на Кресте, не описан в Евангелии. Как это произошло — никто не видел ни из людей, ни из ангельского мира. У старообрядцев по этой причине даже нет иконы Воскресения, да и в православии главный иконографический пасхальный сюжет — «Сошествие во ад», куда Спаситель в белых одеждах нисходит, чтобы извести души ветхозаветных праведников.
Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников, бывшие свидетельницами Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным. Они несли благовония, чтобы по обычаю того времени возлить на тело умершего.
В чине ночного пасхального богослужения есть крестный ход, когда верующие под предводительством священнослужителя обходят храм и предстают перед его затворенными западными вратами. Храм в этот момент символизирует пещеру Гроба Господня. И тут наконец звучит праздничный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Двери отверзаются в ознаменование отваленного от пещеры камня, который обнаружили жены-мироносицы. Сидящий на нем Ангел возвестил Благую весть, и девы, возликовав, устремились сообщить ее ученикам. Так и мы, многократно повторяя слова о воскресении Спасителя и на ночной службе, и за весь пасхальный период, делимся друг с другом и со всеми, кого доводится встретить, главной радостью и надеждой верующего сердца.
Кстати, в первые века существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную. Пасха крестная была временем воспоминания страданий и смерти Спасителя, отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой (Песахом) в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Покаянная молитва и строгий пост продолжались до самой Пасхи воскресной — радостного воспоминания Воскресения Христова.
В настоящее время нет этого деления, но оно отразилось в нашем богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четверга, Пятницы и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно, и сама пасхальная ночная служба начинается полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей — шитой или писаной иконой, изображающей положение Господа во гроб.
Именно от христианского праздника Пасхи происходит современное название одного из дней недели — воскресенье. Каждое воскресенье, как «малую Пасху», на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме.
Подготовила Ольга Схиртладзе
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.