Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > «Горе миру от соблазнов»
17:23, 2 июля 2013

«Горе миру от соблазнов»

С понедельника после недели Всех Святых начинается Петров пост. Он установлен в честь святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения. Несмотря на то что в этом году Петров пост непродолжительный, чуть менее двух недель, его нужно провести в соответствии с церковным уставом, в воздержании от праздных разговоров и развлечений, к которым можно отнести большинство телепрограмм. Конечно, не стоит даже во время поста полностью закрывать «окно в мир», лишая себя насущной и полезной информации. Но вот быть более разборчивым к фильмам и прочим развлекательным передачам, безусловно, стоит, о чем, кстати, косвенно упоминалось уже в Апостольских правилах, предостерегающих христиан от излишнего увлечения актерским искусством. Об этом сегодня рассказывает старший священник Свято-Никольского собора Нижнего Новгорода протоиерей Владимир Гофман.

Слышала, как один священник назвал танцы иродиадиным искусством. Значит ли это, что христианам нельзя посещать танцевальные школы, студии?

— Все зависит от того, что это за танцы и в каком возрасте занимаются ими. Конечно, взрослому человеку, если он христианин, на мой взгляд, не подобает учиться танцам. Но для детей занятия хореографией весьма желательны. Они формируют осанку и развивают художественный вкус.

Правда ли, что до революции Православная Церковь отрицательно относилась к профессиональным артистам, обвиняя их в грехе лицедейства, и почему сейчас положение изменилось?

— Грех быть не актером — грех быть актером определенного сорта. Можно играть в спектаклях по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Островского, Шекспира, Шиллера, Ибсена, которые «чувства добрые лирой пробуждают». И это не будет грехом, тем более для человека верующего и делающего свою работу с молитвой.

А можно соглашаться на роли совсем другого порядка — на воплощение в образы, пробуждающие в зрителе животные страсти, превозносящие различные пороки. Вот это уже, без сомнения, будет грехом.

«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили бы его во глубине мор ской. Горе миру от соблазнов; ибо надобно прийти соблазнам: но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф 18: 6;7). Вот в чем главный грех по Евангелию: ввести в соблазн другого.

Вопрос, конечно, задан не случайно. Откуда взялось мнение, что профессия актера уже сама по себе греховна? Восемнадцатое Апостольское правило гласит: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блуд ницу, или рабыню, или позорищную (актрису) не может быти… вообще в списке священного сана». То есть женившийся на одной из таких женщин не мог стать священнослужителем.

Почему актриса приравнивалась к разведенной или блуднице — понятно. Зрители того времени требовали зрелищ определенных. К сожалению, нравы изменились мало… Так что грехом является не сама профессия, а наполнение этой профессии определенным содержанием, отношение к избранному делу самого человека.

Почему в нашем кафедральном соборе так много икон Пресвятой Богородицы? Я была во многих храмах России и Украины, но нигде такого не видела.

— Устав Православной Церкви не предписывает тому или иному храму количество разноличных икон, за исключением иконостаса, в котором расположение икон во всех ярусах строго регламентировано. В храмовой и трапезной частях храма, в притворе тематика росписей, расположение и количество икон определяются настоятелем или наместником собора.

На Руси Божия Матерь во все века пользовалась особым почитанием, поэтому икон Ее в храме обычно больше, чем икон других угодников Божиих. Что же касается нижегородского кафедрального собора, то, в соответствии с его размерами и планом реставрационных работ, для него должно быть написано 187 икон Божией Матери.

Почему в монастыре такие длинные службы? В прошлом году были в Дивееве — вечерняя служба началась в три и закончилась около девяти. При этом сидячих мест для паломников явно недостаточно. Не будет ли греха уйти пораньше с такой службы или, наоборот, прийти на нее с опозданием?

— Монастырские службы во все века отличались от приходских, в том числе и своей продолжительностью. Если у вас мало времени — идите на службу в приходской храм. Уйти же со службы раньше отпуста действительно будет грехом. «Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного» (Девятое Апостольское правило).

Пока стояли в очереди на исповедь, Причастие закончилось. Что де лать в таком случае?

— Не отчаиваться. Помолиться и прийти в другой день пораньше.

В прежние времена при многих церквях устраивались богадельни для бедных, и у таких богоугодных заведений всегда находились благотворители. Почему сейчас не возрождаются эти благочестивые традиции: нет благотворителей или Церковь не хочет этим заниматься?

— Вы ошибаетесь или мало знакомы с социальной деятельностью Русской Православной Церкви, которая, особенно в последние годы, очень серьезно занимается благотворительностью. Откройте любой из официальных сайтов Московской патриархии и почитайте материалы на тему благотворительности — ваше мнение кардинально изменится.

К чему относятся слова Спасителя: «Просите, и дано будет» — только к духовным дарованиям или к материальным благам тоже?

— Разумеется, к духовным дарованиям. Иисус Христос говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф 6: 33). А где нам искать это Царство и что это та кое? Ответ на такой вопрос дает Еванге лие: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк 17: 21). «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14: 17). Поэтому Спаситель говорит: «…Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф 6: 25). Но Господь не воз браняет нам просить у Него и благ материальных. И Он непременно даст их, если они используются для спасения души.

Подготовила Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.