Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Господь все равно надеется
«Ведомости Нижегородской митрополии» №8 (254) 11:06, 3 мая 2023

Господь все равно надеется

Размышляем над притчей о сеятеле

Первая среди притч Спасителя, притча о неутомимом сеятеле — одна из немногих, которые изложены сразу в трех Евангелиях: от Матфея (Мф 13:3–23), Марка (Мк 4:3–20) и Луки (8:5–15), и одна из двух, которые объясняет Сам Господь. И, может быть, поэтому самая известная и понятная.

Момент, в который Иисус решил рассказать эту притчу, был выбран Им не случайно. Апостол Лука отмечает, что «собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему» послушать Слово Божие. Шел первый год служения Господа Иисуса, когда жители Палестины только знакомились с Ним. И на этом этапе Христос подчеркивает, насколько важно слушать проповедь и стараться вникнуть в смысл, чтобы сделать свою жизнь богоугодной.

В притче представлена привычная картина — изображается ключевой для крестьян того времени этап их труда — сеяние зерна. Это время напряженного труда и надежды. Так и Господь выступил на самоотверженную проповедь Своего учения в надежде быть услышанным и получить деятельный отзыв в душах людей. Он Сам на это намекает, когда начинает толковать притчу в отдельной беседе с учениками. Если «семя есть слово Божие», а Он как раз его проповедует, значит, сеятель именно Иисус Христос.

Какая ты почва?

В центре повествования — описание четырех вариантов того, что случается с «зерном», которое попадает в разные виды «поч­вы». «Плодоносность» Слова зависит от «земли», в которую оно попадает. Имеется в виду не просто умственное понимание речи Сына Божьего — скорее, это принятие Его слов всем своим сердцем, интеллектуально-эмоциональное проникновение в их суть и согласное им преобразование своей жизни.

Одно из посеянных семян упало «при дороге» и потому не взошло и не принесло никакого плода, но было потоптано и съедено птицами. Это участь Слова Божия в сознании и сердце черствых, ленивых и «упертых» людей, по состоянию души подобных утоптанной дороге, где ничего не растет, любой росток растаптывается. Услышав проповедь о Боге и призыв к спасению, такие люди обычно не обращают на это никакого внимания, так как не чувствуют нужды в перемене своей жизни и не испытывают интереса к услышанному. Вскоре они забывают об этом.

Второй вид почвы в притче — каменистая земля. В ней растения прорастают, но ненадолго, так как камни не позволяют им глубоко пускать корни, что необходимо для поиска влаги. Поэтому, когда подует горячий и засушливый ветер, характерный для Ближнего Востока, они увядают и гибнут. Такой почве, по мысли Христа, подобно сознание людей, отзывчивых и заинтересованных, способных ощутить новизну и благотворность проповеди Сына Божьего. Однако при этом такие люди поверхностны и переменчивы. Легкомысленность и непостоянство мешает им охватить глубину смысла слова Божьего, его жизненность. Поэтому перед лицом скорбей и страданий за веру они не готовы к жертвенности и могут пойти на предательство. О таких людях обычно говорят: они хорошо начинают, но, к сожалению, плохо заканчивают.

Тема христианского терпения и стойкости в страданиях за веру Христову, затронутая в этом отрывке, получила развитие в апостольских посланиях. Авторы священных книг объясняют, что Бог попускает испытание веры страданиями. И «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1:12). Но «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пт 5:10). «И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор 10:13).

Третий вид почвы, упомянутый в притче, — это тернистая, заросшая сорняками земля. Она обозначает еще одну категорию духовного неблагополучия — попыток совместить Слово Божие с «заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями» (Мк 4:19). Как и в природе, «сорняки» препятствуют росту «семени», подавляют и губят его. Господь затрагивает вечный вопрос всех религий мира: может ли человек одинаково заботиться об удовлетворении своих материальных потребностей и о духовном развитии? Он указывает на закон растительного мира: как без особого ухода культурное растение не способно выжить среди сорняков, так и человек без жертвы материальными интересами не может вести духовную жизнь.

Более подробно соотношение материаль­ной и духовной сторон бытия человека рассматривается в большом разделе Нагорной проповеди (Мф 6:25–34), где Христос призывает Своих последователей упростить свое земное существование, урезать материальные запросы, уподобившись растениям и птицам, тем самым, направить силы и внимание на поиск Царства Божьего. Лишь при таком условии Слово сможет действовать в нас и изменить нашу жизнь. Человек не располагает способностью совмещать в равной степени земное и небесное, в нем отсутствует четкое и сбалансированное разграничение физических и духовных усилий. Чему-то он все-таки должен отдать предпочтение.

Господь переходит к рассказу о семени, попавшем в «добрую» землю — на вспаханный и удобренный участок. Несколько упавших здесь семян произрастили колосья, которые по урожайности превзошли их в 30, 60 и 100 раз. Спаситель ясно дает понять, насколько плодотворной может быть Его проповедь, если она усваивается деятельным человеком с очищенным сознанием и искренним, открытым сердцем. У них есть все, чего нет у людей трех категорий, «не приносящих плод»: добрые и чистые сердца, способность переносить трудности, не отчаиваться и не сдаваться, приоритет духовного над материальным.

Чем удобрить сердце?

В каждом из приведенных в этой притче примеров мы узнаем себя, прекрасно видя, как Божественное Слово падает на камень нашей злобы, отчуждения, осуждения других людей, как заглушают его житейские заботы, желание пожить в свое удовольствие, в то время как оно звучит не замолкая. Одно только нам непонятно: как сделать сердце похожим на добрую почву?

Господь нам доверяет. Он сеет Свое Слово везде: и на дороге, и на камне, и в тернии. Он видит, что наши сердца не добрая почва, но все равно сеет. Он доверяет нам Свое Слово, несмотря на окаменение наших сердец, на то, что мы погрязли в житейских заботах, что в нас хорошо прорастают совсем другие «семена»: раздражения, злобы, земных пристрастий, — всего, что не Бог посеял. И Он продолжает сеяние, так как надеется, что все-таки в нас произойдут перемены и почва наших сердец сделается плодоносящей.

Любая земля, как бы бесплодна она ни была, способна превратиться в плодоносную, если человек по-настоящему над ней потрудится. Надо только приложить усилия, вскопать и удобрить ее, полить своим потом, ухаживать и наблюдать, как посаженное будет расти. Так и наши сознание и сердце могут измениться, стать чистыми и восприимчивыми к добру и правде, если приложить духовный труд.

Подготовил протоиерей Алексий Белецкий

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.