В 8-й песне Покаянного канона ко Господу Иисусу есть трогательные слова, побуждающие нас задуматься о своем духовном статусе: «Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз?» Мы все призваны к святости. Но кто такие святые? А это просто христиане в полном смысле слова. Это ученики Христовы, с наибольшей полнотой осуществившие в своей жизни Его заповеди о любви к Богу и ближнему.
Во времена апостолов святыми назывались все члены Христовой Церкви, теперь же мы называем так членов Церкви Торжествующей, Небесной. Они уже совершили свой путь. Последняя их забота — мы, идущие. Как путеводные звезды, они указывают нам дорогу ко Христу.
Среди святых мы различаем апостолов и преподобных, святителей и праведников, мучеников и исповедников. Что это за наименования? Это сложившиеся веками чины святости, на которые мы традиционно делим прославляемых угодников Божиих.
Необходимо понимать, что святой человек не всегда есть канонизированный святой, имеющий день памяти в календаре. На загробной участи человека, на том, как он принят у Бога, не сказывается упоминание его имени в святцах. Акт канонизации не определяет небесной славы святых, а просто включает святого в годовой литургический круг. Для чего же нужно прославление?
В древнехристианской Церкви канонизации не было. Сразу после мученической кончины начиналось церковное почитание пострадавших за Христа. Канонизация возникла позже, как реакция на проявления ложного благочестия уклонившихся в ересь. Закончились гонения, закончилось массовое мученичество, появились ереси, появилась необходимость вынесения церковного соборного суждения по важным вопросам. Теперь, прославляя святого, Церковь как бы говорит всем: «Этот человек воплотил в своей жизни истинный евангельский идеал. Его пример спасителен и полезен для подражания. Вот еще один путь к Богу. Кому он близок, выбирайте его, а данного святого — в своего поводыря».
Канонизация еще называется причислением к лику святых. Лик — по‑гречески хор. На небесах хоры-лики ангелов и святых прославляют Бога.
Необходимо понимать, что святой человек не обязательно канонизированный, имеющий день памяти в календаре. Канонизация — это деяние Церкви, носящее педагогический характер.
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на чины: пророки, апостолы и равноапостольные, святители, мученики и великомученики, исповедники, страстотерпцы, преподобные, юродивые Христа ради (блаженные), благоверные, бессребреники, праведные.
Самый великий из святых и единственный новозаветный пророк — Предтеча Господень Иоанн. Пророки — в основном святые ветхозаветного периода. Это избранники, которым Бог открывал Свою волю. Они не столько предсказывали грядущее — часто они этого и не делали — сколько обличали людей в грехах и говорили от Лица Всевышнего, что необходимо делать для спасения. Пророчество — не предсказание будущего, это открытие замысла Божия о предмете. Пророк Моисей вообще, например, пророчествовал о прошлом, то есть открывал по воле Божией историю творения мира. Главным же предметом пророческих предсказаний о будущем был обещанный Спаситель.
Пророческий и апостольский чины — два своего рода закрытых, ограниченных историческими рамками лика святости. Святые апостолы — в переводе «посланники, вестники» — это и первые ученики Иисуса Христа, из которых большинство принадлежит к числу 12 ближайших последователей, и другие, из числа 70 учеников. Апостолы Петр и Павел именуются первоверховными, авторы Евангелия: Лука, Матфей, Марк и Иоанн — апостолами и евангелистами.
Прочие чины святых продолжат пополняться до скончания мира. Так, равноапостольными и просветителями называют святых, приведших ко Христу своею проповедью множество людей уже после апостольских времен. Это Христовы подвижники, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов.
Святители — это патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости попечением о своей пастве, хранением православия от ересей и расколов. Наиболее известны в православном мире святители Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Не всякий епископ — святитель, не всякий монах — преподобный, гласит поговорка, побуждающая христианина всегда помнить о своем спасении. Преподобные — подвижники веры монашеского образа жизни. Нам знакомо множество преподобных мужей и жен: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская… Иногда их называют добровольными мучениками. Пламенея ревностным исполнением евангельских идеалов, они уже здесь, на земле, пренебрегают законами естества и принимают на себя ангельский чин — во образ жизни будущего века.
Первыми святыми юной христианской Церкви стали мученики, принявшие смерть или потерпевшие гонения за Господа Иисуса Христа. Чин святых мучеников и исповедников с самого начала христианской эры исторически стал наиболее почитаемым чином христианских святых. Мученики (а в греческом варианте — «свидетели») — это в буквальном смысле свидетели Христова Воскресения, либо видевшие Воскресшего своими очами, либо пережившие Христово Воскресение на своем религиозном опыте. Претерпевшие особо жестокие страдания называются великомучениками.
Кроме того, возможно совмещение чинов святости: замученные в сане епископа или священника называются священномучениками, а пострадавшие в иночестве (монашестве) — преподобномучениками.
В особый чин выделяют христиан, претерпевших страдания от гонителей православного вероучения, но не казненных по какой-либо причине, не связанной с отступничеством, и почивших потом мирно. Это исповедники, носители особой христианской судьбы, например, святой Максим Исповедник.
В России сложился еще один уникальный чин святых — страстотерпцы. Это праведники, погибшие от рук убийц, но не за исповедание Сына Божия. Они погибли как христиане в силу своей кротости и отказа от насильственного сопротивления убийцам, как, например, древнерусские князья Борис и Глеб, уподобившиеся кротости Агнчей.
Всегда почитаемы на Руси были юродивые Христа ради, или блаженные, чья святость была основана на отречении от привычного благоразумия и образа жизни, терпении насмешек, унижения и гонений, за что они получили дары пророчества и чудотворения. Такие люди, как Василий Блаженный, Ксения Петербургская, приняли на себя мнимое безумие, однако обладали при этом истинной мудростью, позволявшей им обличать надменный человеческий ум и пороки.
Чтобы стать святым, подчас не требуется особого подвига, вроде юродства или мученичества, — быть настоящим христианином и спастись можно, по слову апостола Павла, оставаясь «в том звании, в котором призван» (1 Кор 7:20–21). Поэтому в православных святцах находим таких святых, как благоверные, бессребреники, праведные.
Так, благоверные цари и князья употребляли полученные с рождения власть и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения церковных святынь. Среди них, например, святые Александр Невский, Дмитрий Донской. Бессребреники — это, в современном понимании, профессионалы, бескорыстно поставившие свой талант на служение людям. К примеру, святые безмездные врачи Косьма и Дамиан имели от Бога дар исцеления, но и лечили безвозмездно, одновременно приводя людей ко Христу. Наконец праведные — это «обычные» святые миряне, жившие в миру и не имевшие монашеского звания. Будучи семейными или одинокими людьми, они удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни. Примером такой хорошей христианки, жены и матери была праведная Иулиания Лазаревская (Осорьина), жившая в Муроме в XVI веке.
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.