21 мая исполняется 400 лет со дня преставления Кузьмы Минина, выдающегося нижегородца, одного из руководителей народного ополчения 1611–1612 годов против польско-литовской интервенции. О периоде Смутного времени написано немало книг, эта тема часто становилась предметом научного исследования историков-краеведов и писателей. Мы обратимся к самой личности народного героя. Что выделяло его, обычного горожанина, посадского человека из массы других нижегородцев? В какой среде он сформировался, каков был в роли предводителя ополченцев? Как находил общий язык с разными социальными группами людей? Разговору об этом посвятили сразу несколько публикаций.
Из рода соледобытчиков
Исследованием родовых корней и жизни самого Кузьмы Минина скрупулезно занимались известные нижегородские историки-краеведы Игорь Кирьянов, Николай Филатов, Дмитрий Смирнов.
Год рождения Кузьмы Минина точно установить не удалось. Но достоверно известно, что его предки жили в Балахне, где с XVI века занимались торговлей и добычей соли. Прозвище Минин — в те времена фамилий не существовало — происходит от имени отца Кузьмы — Мины Анкудинова, который в начале 80-х годов XVI века был совладельцем соляной трубы. Таким образом, деда Кузьмы звали Анкудин, а отцовское имя стало и отчеством — Минич и «фамилией» — Минин.
Род Мининых был не из бедных. Вот что говорит Писцовая книга 1591 года: «За балахонцем за посадским человеком за Минею за Онкудиновым» числилось три деревни с 13 5/12 десятинами перелога и 7 десятинами хоромного леса. Поясним: перелог — это участок земли, бывший прежде под пашней, но оставленный без обработки более года и заросший сорной растительностью. При такой системе плодородие почвы восстанавливалось естественным путем, затем участок вновь распахивался. А хоромный лес означает строевой, который употреблялся в том числе и на постройку хором.
В отличие от старших братьев, Ивана и Федора, Кузьма покинул малую родину и переселился в Нижний Новгород, где со временем приобрел мясную лавку. Самые ранние письменные известия о Кузьме Минине относятся к сентябрю 1611 года. Тогда он уже был женат на Татьяне Семеновой и имел взрослого сына Нефеда. По словам современника Кузьмы, автора «Летописной книги» Шаховского, жил «в то же время человек некий в Нижнем Новгороде, сиречь (то есть. — Авт.) продавец мясу и рыбе в требания и в снедь людям, имя ему Кузма».
Череда самозванцев
Общественное признание к Кузьме Минину пришло не сразу. Этому предшествовал драматический период начала Смуты на Руси. Годы от 1601‑го и по начало 1612‑го были для Нижегородского края, как и вообще для всей страны, длительной порой глубоких потрясений. Голод в России не обошел и Поволжье.
В тот год дожди лили так часто, что, по словам монаха-бытописателя Авраамия Палицина, хлеб уже наливался, но не зрел, стоял зеленый, «аки трава». В ночь после Успеньева дня (15 августа по старому стилю) ударил «мраз велий» и погубил всю полевую растительность. В ту осень и зиму, по словам Авраамия, народ еще «с нуждою» питался остатками, сохранившимися от предыдущего урожая. Царь Борис Годунов пытался исправить катастрофическую ситуацию с продовольствием: он устанавливал предельную цену на продажное зерно и приказывал уездным воеводам выдавать неимущим людям хлеб из городовых осадных запасов. Но алчность охватила тогда многих нижегородских чиновников. Так, таможенный голова, несмотря на запрет вывозить хлеб из Нижнего Новгорода, с ведома городских начальников тайком отправлял неприкосновенные запасы вниз по Волге, по пути распродавая хлеб в свою пользу…
С конца 1604 года внезапно появилась и быстро разнеслась по стране удивительная весть: жив убиенный царевич Дмитрий, и он направляется с войском к Москве, собираясь сесть на трон предков. Тут польская шляхта воспользовалась «услугами» самозванца Лжедмитрия I, выдав его за сына Ивана IV Грозного, якобы уцелевшего в 1591 году. 13 апреля 1605 года Борис Годунов умер, и путь к Москве самозванцу оказался открытым — боярская клика торжественно встретила «царевича» — самозванца. Но уже 17 мая 1606 года москвичи восстали против захватчиков. Лжедмитрий I был свергнут и убит. Бояре при поддержке военачальников объявили царем своего ставленника Василия Шуйского. А польская шляхта подыскивала тем временем нового «царя» — Лжедмитрия II, но дойти до Москвы ему не удалось — он был убит в Калуге. В августе бояре свергли Василия Шуйского, в сентябре того же года интервенты вошли в Кремль. Над русской землей нависла опасность иностранного порабощения, попрания православной христианской веры и навязывания лютеранства.
Бесценный опыт первого ополчения
В самом Нижнем Новгороде торговые и служилые люди в январе 1611 года приступили к решительным действиям по спасению Москвы. Утвердившись крестным целованием (клятвой) с ближайшими соседями-балахонцами, нижегородцы разослали призывные грамоты по городам: «в Кострому, в Галичь и иные города», на Вологду, в Рязань, прося прислать в Нижний «для договору и о добром совете людей добрых изо всех чинов, собрався с ратными людьми, стати за… веру и Московское государство… заодин». Откликнулись Ярославль и Казань, а из Рязани пришло приглашение встать под знамена уже собранного ополчения, которым руководил служилый дворянин Прокопий Ляпунов. И 17 февраля 1611 года нижегородская рать из 1200 человек под командованием старика-воеводы Александра Репнина выступила к Москве. К столице нижегородцы и казанцы подошли в середине марта.
Среди ополченцев-нижегородцев был тогда и Кузьма Минин. Уже не первый раз участвовал он вместе с земляками в походах против иноземных захватчиков и внутренних изменников. Как отмечает Дмитрий Смирнов в «Очерках жизни и быта нижегородцев XVII–XVIII веков», «видели Минина с саблей Балахна и Ворсма, Павлово на Оке. Дрался он не щадя сил в Москве близ Василия Блаженного, на Сретенке и на Лубянке».
Но, к сожалению, единства среди отрядов, прибывших в 1611 году для освобождения Москвы, не было. Это было одной из причин неудачи военного похода.
«Кузьма Минин разумом и душой понимал причины ужасного поражения, — пишет историк-краевед Дмитрий Смирнов. — Говорил Минин с тяжелым сердцем о боярах-двурушниках, продавших честь и совесть иноземцам. Возмущался служилыми дворянами, которые берутся за оружие только после получения поместья. Сурово обвинял казаков, готовых служить тому, кто больше даст. Указывал и на недостаточное число в бывшем ополчении начальных людей, хорошо знакомых с ратным и пушечным делом».
«Ведать ему в посадском мире»
Неудача первого ополчения 1611 года не сломила волю нижегородцев к сопротивлению. Наоборот, они еще больше убедились в необходимости всенародной борьбы до полной победы. А пока, возвратившись в Нижний, они приступили к повседневным посадским обязанностям.
Приближалось 1 сентября — начало нового года, и предстояла выборная кампания — смена всех выборных городских должностей. Новым земским старостой нижегородская земская община избрала только что возвратившегося из похода ополченца-добровольца Кузьму Минина. Вот что говорится в документе, «приговоре»: «Посоветовав всем миром, излюбили есмя и выбрали к государеву делу и земскому в Нижнем Нове-граде в Земскую избу нижегородца же посадского человека в земские старосты Кузьму Минина… ведать ему в посадском мире всякие дела и во всех мирских делах радеть, а нам, мирским людям, его, старосту во всех мирских делах слушать…»
С этого момента в жизни Кузьмы Минина и в судьбе нашего Отечества начался отсчет времени, ведущего к восстановлению территориальной целостности и духовной независимости нашей страны.
Игорь Чистяков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.