«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (181) 16:46, 21 января 2020

Грех под личиной

Христос как Добрый Самарянин

Не так часто, но время от времени, у меня случаются встречи с людьми, которым не чужды религиозные устремления, однако, разговаривая с ними, понимаешь — их устраивает то статичное состояние, в котором они пребывают, допуская наличие Бога в мире. Называя себя верующими, они, как сговорившись, добавляют: в душе. Заслышав о посте, не преминут ввернуть однажды где-то услышанное, мол, «важнее не то, что в уста, а то, что из уст». Вряд ли представляя, откуда эта не к месту примененная «как бы цитата» (Мф 15:11). С искренним вниманием послушав некоторое время священника, выразив свое удовлетворение («Как интересно вы, батюшка, рассказываете!»), постараются свернуть на рельсы финансов в Церкви: не пора ли сделать крещение бесплатным?

Привычка обобщать

Многие священники, да и миряне узнают этот портрет. Ну что ты будешь делать с такими милейшими людьми?! Заводишь напрямую разговор о личной ответственности за грех — опять, как запрограммированные, и обязательно с улыбкой (меня-то это касается постольку-поскольку), не дают развиться беседе, резюмируя: «Все мы грешные». Они очень изумляются, узнав, что грех — это не столько ошибка в поведении, сколько болезнь души, которую необходимо врачевать. Еще большее удивление читаешь на их лицах, когда они слышат, что грех может скрываться под личиной добродетели.

При всей очевидности греха у таких людей существует собственная мера его тяжести. Как недоверчиво они смотрят, когда говоришь им, что раскаявшийся убийца лучше, чем нераскаянный клеветник. Пребывая в спокойствии совести («я же не воровал и не убивал!»), он давно и не сворачивая идет по пути к духовной смерти.

Как священник я понимаю, что описанное выше состояние не вина человека, а беда. Но как нелегко донести до сознания таких людей, что и они инфицированы особым вирусом, который всегда будет стоять препятствием на пути духовного исцеления! Активно кивая, они соглашаются с мнением святых отцов Церкви, что гордость, гордыня — корень всех грехов, на которые способен человек. В таких разговорах редко удается не травмировать своих собеседников именно по причине наличия этого вируса в каждом из нас.

Иногда чувствуешь себя врачом, который, желая помочь пациенту, пытается как можно подробнее рассказать о болезни и формах лечения, вместо того чтобы просто выписать рецепт на латыни и отправить в аптеку за лекарством, а там — как сам знает. А ведь в духовном врачевании, как и телесном, очень важно правильное диагностирование, назначение лекарства, его дозировка с учетом переносимости пациентом и время приема. И очень переживаешь от того, что «пациенты» порой не слушают тебя и занимаются самолечением. Микстуры используют как примочки, внутривенное лекарство применяют как растирку, а таб­летки прикладывают как горчичники в полном убеждении: раз лекарство, то должно помочь.

Кое-что из неугодного лексикона

Простой пример: произносишь слово «смирение», и собеседник тут же связывает это слово с евангельским советом подставить левую щеку, когда ударили в правую. И делает ложный вывод, что это невозможно, ибо в данный момент не понимает, на каком основании он должен терпеть обиду (Мф 5:39).

Чаще всего мы принимаем за смирение то, что по сути им не является, — внешнюю позу, мимику, отсутствие рефлексии… Но не такой смысл видит в нем православная аскетика: не униженность, угнетенность, чувство вины, а адекватную самооценку. Поняв это, можно понять и то, почему это слово применимо не только к преподобному Серафиму Саровскому, но и к святому благоверному князю Александру Невскому.

Не ведая беды

Но вернемся к разговору о том, что грех может принимать личину добродетели. Если мы считаем, что грех — это заболевание души, представьте тогда, что случится, если такое болезненное состояние человек будет воспринимать как норму своего здоровья. Будучи смертельно больным, считать, что абсолютно здоров. Страшно это.

Так как же маскируется грех? Всем, наверное, знакомо слово «справедливость». Мы часто слышим призывы к ней. Но все ли согласятся с тем, чтобы справедливость царила повсюду, во всем? Вот кто-то украл. Наказать! Как? По справедливости! Хорошо. Мы его посадим в тюрьму. А ты обещал жениться, но слова не сдержал. Обманутая девушка сделала аборт. Согласен ли ты, чтобы после этого и с тобой обходились «по справедливости»? То-то и оно…

Очень любит маскироваться под видом борьбы за правду, за социальную справедливость сдобренная чувством недовольства существующим положением обычная зависть. При этом сам борец искренне верит в свои добрые намерения, хотя в глубине его души сидит эта самая зависть. Она, как тот смертельный вирус, будет отравлять и разрушать душу человека, пока не доведет до погибели.

Научиться распознавать в себе грех, скрытый под личиной добродетели, — непростое дело. Даже чтобы просто определить греховное состояние, нужно много потрудиться. Сравнивая себя со святыми, оценивая свои поступки по заповедям Божиим, ежедневно тщательно рассмат­ривая свое поведение — это в некоторой степени поспособствует поставленной задаче, но все равно оценить рассудочно, без Божией благодати, свою греховность человеку не под силу. Обретая опыт покаяния, человек получит и навык обнаруживать в себе самом грех, скрытый под личиной добродетели.

«Как узнается гордый и чем врачуется? — вопрошает святитель Василий Великий в «Правилах кратко изложенных». — Узнается по тому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.