Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Груз прошлого
«Ведомости Нижегородской митрополии» №19 (289) 11:49, 17 октября 2024

Груз прошлого

Как быть, если негативный опыт давит?

Проторенные пути. Ходить ими легко, но не всегда полезно, и зачастую мы никак не можем выбиться из дурной колеи, в которую попадаем благодаря неблагоприятным обстоятельствам или вредному окружению. И рад бы начать думать, чувствовать, поступать иначе, но что-то опять мешает. Противопоставить навязчивому личному опыту целительную традицию Православной Церкви поможет настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Нижегородской области протоиерей Владимир Гофман.

— Я понимаю, что в храме можно найти утешение и мир, но для меня лично это место, где отпевали моего любимого дедушку и поэтому все пронизано атмосферой смерти. Теперь каждый раз, когда просто думаю о том, чтобы зайти в церковь, меня охватывает тревога. Это пройдет, или нужны какие-то особые усилия с моей стороны?

— В духовной жизни всегда нужны усилия. Об этом говорил Господь Иисус Христос: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…»(Мф 11:12). Боязнь смерти и все, что с ней связано, для невоцерковленного человека вполне естественна. Для христианина — нет никакой боязни. Вот что пишет апостол Павел: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1:21). Что это значит? Значит, что душа бессмертна и жизнь не ограничивается существованием на земле. Жил здесь по-христиански — там встретишься с Христом. Чего же бояться? Пусть боятся пустоты атеисты, полагающие, что там ничего нет.

— Батюшка, я в затруднительной ситуации. Должна ли я помочь близкому человеку, если он не хочет принимать помощь? Я вижу, что он нуждается в поддержке, но отказывается от нее.

— «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5:42). То есть мы призваны помочь тому, кто просит. Ваш близкий человек не только не просит, но и отказывается от помощи. Значит, есть на то причины. Настаивать не надо. Или нужно помочь так, чтобы нуждающийся не знал, откуда и от кого пришла эта помощь, если она действительно необходима.

— Много лет назад мы с отцом так сильно поссорились, что не общались несколько лет. Сейчас между нами уже все хорошо, но обида меня не отпускает, сказанное им тогда все еще задевает меня. Что сделать, чтобы простить полностью, навсегда, даже в самой глубине души?

— Во-первых, следует исповедаться в грехе злопамятства. И, конечно, гордыни. Потому что, если мы помним обиды, значит, попали нам в больное место — это гордыня. Помните, как апостол Петр спросил у Христа, сколько раз прощать обиду: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?..» (Мф 18:21). И что же отвечает Иисус? «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз…» Это и нам прямая рекомендация. Святитель Иларий Пиктавийский говорит: «Частота, с которой мы должны прощать, показывает, что для нас вообще нет времени для гнева, потому что Бог прощает все наши грехи полностью Своим даром, а не нашими заслугами». Трудно удалить из сердца занозу обиды, но сделать это нужно.

— Не пойму, в чем заключается истинное смирение и как его можно отличить от слабости или подчинения. В повседневной жизни встречаются только примеры пассивности и слабоволия, которые люди иногда выдают за свои достоинства. В нашей жизни, к примеру, часто возникает необходимость отстаивания своих прав (такова уж реальность), но христианин, я так понимаю, не должен этого делать?

— Великое дело — сохранять мир в душе, несмотря ни на что. Учимся этому у Христа, Который обладал Божественной силой и возможностями, но никогда не применял их во время Своей земной жизни. Вспомните эпизод ареста Его в Гефсиманском саду. «Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф 26:50–54). Мог бы применить силу, но не сделал этого.

И у святых отцов мы можем учиться смирению. Вот что говорит преподобный Серафим Саровский: «Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога. Образ такого безгневия мы видим на Григории Чудотворце, с которого в публичном месте жена некая блудница просила мзды, якобы за содеянный с нею грех; а он, на нее нимало не разгневавшись, кротко сказал некоему своему другу: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса; святый же отогнал от нее беса молитвою. Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу псалмопевца: смятохся и не глаголах» (Пс 76:5).

Смирением обладает только духовно сильный человек. Слабый, напротив, будет помнить зло и искать способ отомстить.

— Как побороть страх исповеди? Не раз бывало так, что начинаешь объяснять что-то священнику, а он все поймет неправильно и начинает меня отчитывать в том, в чем я не виновата. Спорить уже и обстановка не позволяет, и получается так, будто исповедовалась не в том, в чем хотела. Теперь уже каждый раз иду на исповедь с опаской.

— Мне кажется, вы путаете таинство Исповеди с духовной беседой. Во время духовной беседы, о которой вы заранее договариваетесь со священником, вы, не торопясь, все сможете объяснить и рассказать, а во время исповеди этого делать не следует, тут нужно в грехах осознанных каяться без всяких оправданий и объяснений. Священник не случайно перед исповедью читает молитву, где есть слова: «Аз же точию свидетель есмь…» То есть во время таинства Исповеди он лишь свидетель вашего покаяния, а не советчик в ваших проблемах. Для последнего выбирается другое время.

— Свой путь должен ведь быть у каждого? Я перепробовал много профессий, но нигде не могу удержаться. Как понять, что тебе предназначено Богом?

— Конечно, Бог о каждом из нас промышляет. Очень даже непросто выбрать путь, который ведет к осуществлению этого Промысла, потому что Господь не отнимает у нас дарованной раз и навсегда свободы. Мы сами ищем этот путь, а освещает его Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Сам Он говорит нам ясно и прямо: «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф 13:9). Я бы посоветовал вам прочитать книгу «Илиотропион». В ней, надеюсь, вы найдете ответ на ваш вопрос.

— Никак не удается найти баланс между духовной жизнью и повседневными заботами. Очень много работаю и не всегда остаются время сходить в храм и силы, чтобы помолиться дома. С чего начать и как правильно организовать свою жизнь?

— Для нас рассказал Христос такую притчу: «…один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти…» (Лк 14:7–14). Так и в духовной жизни: Господь зовет нас, а нам все некогда… В повседневных заботах мы забываем и отказываемся от самого главного — спасения души. Расставляйте приоритеты правильно — что для вас важнее: работа или Христос.

— В детстве бабушка часто брала меня с собой в храм и заставляла стоять всю службу. Ощущение принуждения и скуки от тех детских воспоминаний до сих пор как будто со мной. Все, что касается воцерковления, делаю через «не могу» и «не хочу». А хотелось бы совсем другого — радостного какого-то чувства веры. Но, видимо, это не для меня?

— Для того чтобы испытывать радость от богослужения и получать от Бога благодать, нужно ясно понимать, что происходит в храме — что читают из посланий апостолов, Евангелия, что поют и кому поют на клиросе, всю символику службы. Только тогда ваше сердце сможет отозваться на слова: «Милость мира, жертву хваления». Только тогда соединится эстетическое с духовным. А иначе вы будете стоять столбом и думать, зачем я сюда пришла и когда это закончится.

Подготовила Алина Вилкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.