В этом году первое воскресенье сентября совпало с первым днем осени, а значит, именно 1 сентября после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви будет совершаться установленный Священным Синодом в 2015 году особый молебен «О сохранении Божиего творения». По сути, это молитва обо всем созданном Богом материальном мире, страждущем за грехопадение человека.
В чем смысл этой молитвы?
В основе христианской онтологии, описанной в ветхозаветной Книге бытия, лежит ставшее и официальным современным представление о человеке как о существе, которое поставлено владычествовать над всяким животным (см. Быт 1:28) и ответственно за богозданный земной мир. Именно за грехопадение человека свойства этого мира и всего, что его населяет, трагически изменились: «проклята земля за тебя» (Быт 3:17). Глубоким покаянным чувством от созерцания страданий всего живого проникнуты молитвословия, приносимые на молебне.
О чем молимся?
«Да не страждет творение Твое, Господи, лихоимств и беззаконий ради наших, но да сохранится неврежденно от всех навет вражиих», — возглашает священник.
«Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих».
Можно ли подать в церкви записку о своем коте или собаке?
Устав предписывает совершение церковных обрядов и таинств только в отношении крещеных в православии людей. За домашних питомцев не подают записок и не ставят свечей, но в личной келейной молитве ходатайство о них заботливого хозяина возможно.
Есть ли душа у животных?
Официальная Церковь отвечает на этот вопрос отрицательно. Хотя в богословской среде мнения об этом существуют разные. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), знаменитый хирург и ученый, написавший в 1940-е годы апологетический труд «Дух, душа и тело», утверждал, что дух животного не может быть смертным, так как все, что было создано Богом до грехопадения первых людей, нетленно. Мучения, которые испытывают животные в земном мире, — следствие вины человеческой, поэтому каждый христианин должен относиться ко всякой Божией твари милосердно. Отвечая на вопрос о судьбе животных, архиепископ Лука приводит слова пророка Исаии: «волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому» (Ис 65:25).
Как Церковь участвует в делах экологии?
Сохраняя приверженность общеправославным решениям, в 2013 году Архиерейский собор принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Он предписывает духовенству и мирянам проявлять активность в экологической сфере. В том числе «содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на возможно более бережное отношение к окружающей среде». Но главное — воспитывать в себе и окружающих христианский образ жизни, который составляет реальную альтернативу потребительству. Документ предлагает ряд конкретных мер по развитию экологического воспитания при участии приходов и благочиний.
Подготовила Лилия Шабловская