Раз за разом прокручивать в голове одну и ту же проблему, теряя аппетит и сон… Подобная ситуация знакома многим. А еще кто-нибудь то разозлит, то обидит, и вместо того чтобы сдержаться и по-христиански простить, начинаешь испытывать злость. «Один чистый, добрый помысл обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг», — писал преподобный Паисий Святогорец. Как справиться с трудностями на пути обретения этой добродетели? На вопросы читателей отвечает клирик храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.
Не могу принять сердцем, что нужно и к преступникам относиться с добром. Например, показывают по телевизору водителей, которые в пьяном угаре сбивают взрослых и детей. Как можно не осуждать, например, таких людей?
— А что толку, если вы станете их осуждать? Разве это что-то изменит? Куда полезнее соболезновать тем, кто пострадал. И помолиться за тех и других. Господь еще в Ветхом Завете утверждает: «Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними…» (Ис 61:8). И Христос не поощряет преступников, Он знает, что им воздастся по делам, человек же призывается к состраданию и деланию добра. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:44–48). Только так поступая, мы будем христианами. О том же говорят и апостолы: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему…» (1 Пет 3:8–11). А возмездие в руках Божиих и тех людей, кто определен выносить наказание за преступление.
Психологи часто говорят, что человеку вредно сдерживать раздражение и злость, потому что негативные эмоции накапливаются в душе. А от святых отцов мы знаем, что гнев — смертный грех, но избавиться от него не получается. Как же быть?
— Психологи много чего говорят, но не все для христианина приемлемо. Для нас гнев — один из восьми смертных грехов (по классификации святителя Игнатия (Брянчанинова). Смертный грех тот, что ведет к смерти, прежде всего духовной. В перечне страстей гнев занимает четвертое место и вот что представляет собой: «Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего». Святитель Игнатий нам и лекарство от этого греха предлагает: «Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение с Богом, пока человек не излечит себя покаянием». Покаяние — великое дело, если оно искреннее, если оно с твердым желанием не повторять грех.
Хожу в храм по воскресеньям, но даже там не могу отдохнуть душой. Не говоря уже о будних днях, когда постоянно разрываешься между семьей и работой. Как выйти из состояния «белки в колесе»?
— Прежде всего, должен сказать, что храм вовсе не место для эмоциональной разгрузки. Для этого есть другие заведения. В храм мы ходим молиться, а молитва, как известно, нелегкий труд. Надо научиться каяться в своих грехах, благодарить Бога за Его благодеяния, не осуждать ближнего… И, конечно же, уметь расставлять приоритеты. Почему человек разрывается между семьей и работой? Каким образом это вообще происходит? И зачем нужен такой разрыв? Кто, кроме нас, определит, что важнее? Кто, кроме нас, так распределит время, что его хватит и на семью, и на работу? Господь за нас этого делать не будет. И Церковь тоже. Зато они помогут на правильном пути, не отнимая у нас нашей свободы. Состояние «белки в колесе» происходит от маловерия и гордыни, а еще от ложных целей, когда мы стараемся все сделать, все успеть, делаем, что считаем важным, хотя это совсем не полезно душе, совершенно не надеясь на Бога, не прося у Него помощи, не советуясь с Ним, лишь ожидая от Него «отдыха душе», а в результате теряя внутренний мир, равновесие, спокойствие и надежду. А без мира в душе будет одна лишь суета.
Бабушка сильно заболела, и у нее начал портиться характер — жалуется, ворчит, придирается… Можно ли ей помочь мыслить более позитивно, или для человека в таком возрасте внутренне измениться маловероятно?
— Христос так говорит Своим ученикам: «человекам это невозможно, Богу же все возможно…» (Мф 19:26). Но и человеку многое под силу. «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему…» (Мк 9:23). Для изменения нужно очень захотеть этого изменения — не только окружающим, но самому человеку. И просить о том Бога. А нам с терпением и смирением молиться, чтобы Податель всех благ помог нашему ближнему. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов…» (Гал 6:2).
Что такое духовное здравие — это некий недостижимый идеал?
— Вообще, здоровье человека предполагает отсутствие у этого человека болезней. В православии грех — это рана, которую человек наносит сам себе. То есть в христианском понимании духовное здоровье — это отсутствие греха, свобода от духовных недугов. Но так как человека без греха не бывает («Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас…» (1 Ин 1:8)), то говорить мы может о духовном здоровье лишь относительно, как об идеале, к которому мы стремимся. Истинным духовным здоровьем мог обладать лишь Иисус Христос, Который не имел греха. Конечно, в определенной степени духовное здоровье, целостность души имели святые, подвижники, сумевшие победить тот или иной грех. Известный русский философ Иван Киреевский писал: «Направленность мышления на обретение духовного здоровья верующего христианина заключается в том, что необходимо собрать все отдельные частички души в одну единую и большую силу, отыскав в себе нечто похожее на своеобразное сосредоточие бытия. Когда наши воля и разум, чувства и совесть, истинное, удивительное и прекрасное, все ресурсы нашего ума образуют единство и тем самым восстанавливают в первозданной неделимости большую часть личности человека».
Как понимать выражение «впасть в прелесть»?
— Прелесть как раз и есть духовное нездоровье. Это обман, обольщение. Впасть в прелесть — значит быть обманутым, прельщенным бесами. Виды прелести, ее состояния могут быть разными. Христос говорит: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мк 13:5). Также и святой апостол Павел: «боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе» (2 Кор 11:3). Человеку, находящемуся в состоянии прелести, освободиться от нее очень трудно. Прежде всего, потому что сам он не осознает своего недуга. Исцеление нередко происходит через серьезные скорби, а лучшим лекарством от бесовской прелести святые отцы называют смирение.
Пишут, что дурные помыслы нужно «отсекать», но не получится ли, что, стараясь отгородиться от какой-либо мысли, человек не сможет осознать свою проблему, в том числе и духовную?
— Безусловно, дурные помыслы следует отсекать, и сомнительно, чтобы через них человек мог осознать свою духовную проблему. Принимая эти помыслы, он как раз и получит духовную проблему, да еще и бороться за свое излечение не захочет. Нравственный закон заложен от рождения в сердце человека, мы с детства знаем, что такое хорошо и что такое плохо. Мы имеем Евангелие — Книгу, в которой изложены заповеди блаженства: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный…» (Мф 5:48). Так неужели мы без дурных помыслов не осознаем свою греховность? Другое дело, как мы готовы к борьбе с грехом? «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!..» (Рим 7:19–24). Истинно говорит апостол Павел! Для того мы и просим помощи у Бога, чтобы осознать и победить грех. Для того и стараемся отсекать дурные помыслы, чтобы не приобрести его.
Иногда боюсь высказывать свое мнение, не желая обидеть человека. Всегда ли лучше промолчать, ограждая себя и собеседника от лишнего негатива, или это ведет к лицемерию?
— Есть такой грех —- человекоугодие. Когда нас о чем-либо спрашивают, мы должны ответить. Как ответить — решать надо в конкретной ситуации. В каких-то случаях надо говорить правду, невзирая на лица, а где-то промолчать, чтобы не нанести вред человеку (например, больному). Но и тут ситуации могут быть разными. Кому-то надо прямо сказать, что он скоро умрет, и это будет на пользу душе больного, а кому-то смягчить правду и сказать, что на все Божья воля — и ему тоже будет это утешение на пользу. Здесь не будет человекоугодия. Но оно будет, если мы льстим начальству, если говорим неправду из боязни или для своей выгоды. А вообще, давайте чаще вспоминать, что молчание — золото.
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.