Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Литургика > «И был вечер, и было утро»
«Моя надежда» Моя надежда №4 (2022) 11:49, 13 января 2023

«И был вечер, и было утро»

Как держать пост, не греша еще больше

Когда звонят колокола, на сердце радость, рука сама тянется перекреститься. Дважды в день — утром и вечером, — а в монастырях и чаще, колокольный звон созывает людей на службу. А древние монахи-подвижники собирались для службы девять раз за сутки. Эти службы и образовали так называемый суточный круг богослужений.

По немощи нашей

Девять богослужений в день. Да, было так. И вели церковное счисление суточного круга с вечера. Сначала в храмах служили 9-й час, потом вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й, 3-й и 6-й часы. Божественная литургия к службам суточного круга, строго говоря, не причисляется. По сути, это не ежедневная служба, а таинство Евхаристии — то есть событие. В последнее тысячелетие литургия может совершаться практически ежедневно. Но в церковном календаре до сих пор есть дни, когда она не полагается.

В Часослове есть еще отдельная служба, которая совершается достаточно редко. Она называется «изобразительны». Будучи изначально келейной для монахов Палестины, после IX века она постепенно вошла в чин литургии столицы Византии — Константинополя, да так и осталась до наших дней.

Все девять служб, основа которых неизменна, по снисхождению к немощи человеческой, в современном церковном уставе разбиты на три блока. В вечернее служение входят 9-й час, вечерня и повечерие. В утреннюю группу — полунощница, утреня и 1-й час. В дневную — 3-й и 6-й час, изобразительны (если они есть) и литургия (если она служится). Счет византийских часов соотносится с современным так: византийский 1-й час — 7:00 утра, 3-й час — 9:00, 6-й — 12:00. 9-й — 15:00. Однако это соотношение почти не выдерживается в реальном расписании богослужений.

В дни больших праздников, по уставу, вечерня, утреня и 1-й час объединяются, образуя единую торжественную службу — всенощное бдение. Оно служится накануне воскресного дня, в субботу вечером, а также накануне значимых праздников. При этом устав исключает из суточного круга повечерие и полунощницу.

Со временем две сугубо монашеские службы: повечерие и полунощница — ушли из приходской практики и остались исключительно в монастырях. Поэтому две другие крупные службы: вечерня и утреня — стали служиться подряд, одна за другой, при этом утреня была сдвинута на полсуток раньше, на предыдущий вечер.

Службы часов почти не подверглись сокращению. Однако службу 9-го часа можно услышать чаще в монастыре, чем в приходском храме.

Вседневные, великие, царские

Наиболее значимые службы суточного круга, если все-таки не говорить про литургию, это вечерня и утреня. Они велики по объему, продолжительны. Кроме того, насыщены тематикой праздника или святого, память которого отмечается в этот день. Все изменяемые песнопения данного дня — тексты праздника или святого — сконцентрированы здесь. Поэтому вечерня и утреня щедро наполнены певческим материалом. Часы, повечерие и полунощница, где, по большей части, все читается, напротив, выглядят скромнее. В них почти нет изменяемого содержания, нет и заметных действий духовенства: выходов, открытия алтаря, каждений, чтения Евангелия.

Кроме того, вечерня и утреня несколько меняют свою структуру и статус в зависимости от праздника. Скажем, вечерня накануне большого праздника называется великой, а на буднях — вседневной, и это разные варианты службы. Подобные модификации имеет и утреня: праздничная, вседневная. Есть великопостный и пасхальный чины этих служб.

Остальные суточные службы также имеют свои разновидности. Например, часы изменяются по периоду года — большую часть года они вседневные, но есть и великопостные, и пасхальные. Особые часы — великие или царские. Они совершаются всего лишь три раза в год: в Великую пятницу, в Рождественский и Крещенский сочельники. Царскими их называют потому, что на них присутствовал византийский император.

В суточном круге только четыре службы, традиционно называются часами, но в научной литературе термин «час» имеет более широкое значение и может применяться к любой суточной службе. Ведь они так или иначе связаны со временем.

Что же такое «час»? Мы привыкли, что сутки делятся на 24 равных промежутка. В древности такой точности быть не могло, приборы для измерения времени если и были, то не привычные нам, потому и считать время могли по-разному. Например, 12 дневных часов и 12 ночных могли состоять вовсе не из 60 минут каждый. Например, в светлое время года, летом, дневные часы будут очевидно длиннее ночных.

Выделять для молитвы три дневных часа: 3-й, 6-й и 9-й — было еще ветхозаветной традицией. Христиане ассоциировали эти часы с ключевыми евангельскими событиями. Для 3-го часа это тема суда Пилата над Христом и сошествие Святого Духа на апостолов, для 6-го часа — Распятие Господа Иисуса, 9-й час был посвящен воспоминанию о Его крестной смерти. 1-й час евангельской тематики не имеет, да и в богослужении он появляется гораздо позже остальных. Его тематика общая — утренняя молитва Богу.

Если некогда богослужебные часы могли совершаться монашествующими в соответствующее время, то в современной приходской практике они соединились с крупными службами суток. 1-й час всегда примыкает к утрене, 3-й и 6-й, как правило, предваряют литургию, 9-й в большинстве случаев — вечерню, но иногда (в будние дни Великого поста и сочельники) он идет в связке с 3-м и 6-м.

Каждый час состоит их трех псалмов, проникнутых вышеназванной тематикой, и нескольких начальных и завершающих молитв и тропарей. 1-й час состоит из 5-го, 89-го и 100-го псалмов, 3-й — из 16-го, 24-го и 50-го псалмов, 6-й — из 53-го, 54-го и 90-го, 9-й — из 83-го, 84-го и 85-го.

Суточный круг задуман так, что его службы должны быть ежедневными. А лично для каждого христианина суточным кругом в миниатюре является утреннее и вечернее правило.

Текст: иерей Дионисий Красноперов

Фото: Глеб Пушменков