Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви.
Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки и Деяниях святых апостолов. Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию Святого Духа. Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца, Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон, и, подняв руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, пока облако не сокрыло Его. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим, где через несколько дней на них сошел Святой Дух.
Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения. Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога. Предсказания о пришествии, или возвращении с небес Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение. Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир. Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно.
Последнее обстоятельство объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания. Уже в вероисповедных формулах I–II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. В большинстве древних символов веры рассматриваемое событие упоминается вслед за Воскресением. Например, в Никео-Цареградском символе: «И Возшедшаго на Небеса и Седяща одесную Отца». Важность события Вознесения неизменно подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).
После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. Неслучайно евхаристический аспект Вознесения Господня присутствует уже в беседе о «хлебе небесном».
Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреям. Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознесшись, вошел в небесное святилище.
Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо, но уже «с силою и славою великою».
Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распял грех через покаяние и жительство по Евангелию».
Подготовила Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.