Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Иерей Александр Короткий: «Господь заботится даже о язычниках»
11:54, 27 декабря 2012

Иерей Александр Короткий: «Господь заботится даже о язычниках»

Двухтысячелетняя история христианской Церкви — это, по сути, история ее миссионеров, которые дерзновенно и бесстрашно, невзирая ни на какие лишения, отправлялись в незнакомые города и страны, открывая человечеству свет Христовой Истины. О том, как сегодня осуществляется православная миссия в России, мы побеседовали с заместителем председателя Синодального миссионерского отдела священником Александром Коротким.

— Отец Александр, с какими проблемами сталкивается сегодня православная миссия в России?

— Скажу откровенно: главная проблема — недостаток квалифицированных кадров. Если раньше основными точками приложения наших усилий по преимуществу были секты, протестантские организации деструктивного толка, то в настоящее время эта деятельность отошла на второй план — с нею вполне успешно справляются катехизаторы. А первоочередная задача, по моему мнению, — нести знания тем людям, которые не слышали о Христе, о Евангелии. Ведь по сути миссионер — это тот человек, который приводит людей ко Христу. И уже после него катехизатор, приняв неофита, так сказать, под свою опеку, постепенно его воцерковляет. Так вот, у нас сейчас явная нехватка подготовленных миссионеров. Нести в массы свет Христов, который должен просвещать всех, некому.

— В каких регионах, в каких слоях общества работают миссионеры? Где они необходимы прежде всего?

— Исполняя Первосвятительское благословение о проповеди и поддержке малочисленных народов Крайнего Севера, данное Синодальному миссионерскому отделу на Архиерейском Соборе в 2011 году, мы планомерно отправляем миссионерские экспедиции к самым дальним рубежам нашего Отечества — на Север и Дальний Восток. В этих регионах очень много мест, где нет храмов, и жители годами не видят священников.

Ни для кого не секрет, что малые народы, населяющие эти регионы, сегодня вымирают, это люди практически из группы риска. Можно озвучить множество причин, способствующих уменьшению коренного населения: это алкогольная зависимость, социальная неустроенность, экологическая ситуация и так далее. И для всех этих людей православная миссия — это вопрос жизни и смерти. Когда нет цели и стимула в жизни, только внутренний стержень, который есть вера, только свет Христовой Истины может возродить человека, помогая ему в преодолении всех жизненных невзгод.

Служение по окормлению малых народов взял на себя Синодальный миссионерский отдел, возглавляемый митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Мы делегируем клириков нашей митрополии, чтобы они несли это послушание совместно со студентами Белгородской духовной семинарии, которая имеет миссионерскую направленность.

В такие миссионерские командировки, как правило, отправляются один-два священника и три-четыре семинариста. Таким образом, на месте студенты проходят ознакомление с миссионерской практикой, знакомятся с условиями жизни и быта людей, оказывая нуждающимся посильную духовную и материальную поддержку.

— Планируется ли привлекать к таким поездкам клириков и семинаристов других епархий?

— Не так давно Святейший Патриарх Кирилл благословил Синодальному миссионерскому отделу совместно с Учебным комитетом Русской Православной Церкви подготовить проект стандарта миссионерских практик для духовных учебных заведений РПЦ. Мы подготовили этот документ усилиями преподавателей Белгородской семинарии и представили его на обсуждение профессионалов — преподавателей духовных семинарий и руководителей миссионерских отделов епархий разных федеральных округов страны. Семинары, посвященные этому вопросу, мы провели в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и будем проводить в других городах Российской Федерации. Для нас важно узнать мнение о проекте тех лиц, которые занимаются миссионерской деятельностью, поскольку это не формальный документ, а тот костяк, на котором в дальнейшем будет базироваться подготовка квалифицированных миссионерских кадров в Русской Православной Церкви.

— То есть со временем миссионерские поездки в дальние регионы станут обычной практикой всех семинаристов России?

— Это просто насущная потребность. Ведь получается, что выпускники столичных духовных семинарий оседают в столицах и крупных городах, а провинция изнемогает от духовного голода. Один клирик Белгородской митрополии год назад вернулся из долгосрочной командировки в Магаданскую епархию, куда его направили после окончания семинарии. Он служил там на восьми приходах, расстояние между которыми составляет 250–400 километров. Представляете, каково это? Поэтому стандарт миссионерских практик, который будет принят в обязательном порядке, — это палочка-выручалочка для регионов, нуждающихся в миссионерах, а для будущих пастырей — хороший, незаменимый опыт миссионерской работы, пастырского служения. Ну чему мы можем учить людей, если сами на собственном опыте этого не испытали? А в условиях, по сути спартанских, мисссионерской поездки будущий пастырь очень быстро учится, он предельно чувствует своим сердцем, что конкретно нужно сказать тому или иному человеку. Когда же все делается по учебнику, результат может быть нулевым.

— Как к вашему призыву относятся в епархиях?

— Конечно, мы рассчитываем на понимание и поддержку местных Преосвященных и духовенства, которое помогает обустроить быт миссионеров, обеспечивает питание и проживание. Для этих целей подписывается договор между Синодальным отделом и принимающей епархией для совместной работы в области миссионерского служения по указанному направлению. То есть подготавливается необходимый фронт миссионерской работы, обозначенный местным Преосвященным архиереем.

— К сожалению, приходится иногда слышать от людей жалобы на некоторых священников, для которых их деятельность — не служение, а работа от звонка до звонка.

— Конечно, когда Престол превращается в станок, это очень сильно коробит. Это говорит о нерадении священнослужителя и его отношении к своему высокому призванию. И это печально. Но есть множество положительных примеров, когда священник — настоящий пастырь, служение которого приносит обильные плоды. У нас есть такой замечательный опыт — мы три года подряд совершаем миссионерские поездки, участвуя в арктических экспедициях на научно-исследовательском судне «Михаил Сомов». Раз в год теплоход проходит по границам Северного Ледовитого океана и, в частности, завозит метеорологам научное оборудование, медикаменты, провизию. В экспедиции уже три раза участвует священник Белгородской митрополии, сотрудник Синодального миссионерского отдела протоиерей Димитрий Лукьянов. Знаете, поначалу со стороны профессоров и доцентов к нему было недоверчивое отношение. Ведь не часто представители науки видят в своем окружении священнослужителей. А в замкнутом пространстве корабля они поневоле внимательно начинают приглядываться к новому необычному попутчику. Но когда батюшка, как обычный рабочий, не гнушаясь физическим трудом, помог им в разгрузке судна, на общих основаниях перенося на берег привезенную для их исследований аппаратуру и провизию, да и вообще вел себя доброжелательно и ненавязчиво, их представление о священнослужителях кардинально поменялось.

Во вторую экспедицию батюшку уже настойчиво звали. А после того, как нам удалось получить грант и на эти средства организовать медицинский кабинет со стоматологическим креслом, в котором полярникам всех станций, куда этот корабль заходил, оказывали бесплатную медицинскую помощь, отец Димитрий стал просто лучшим другом для всех. Корабль ушел, а люди целый год ждали, когда он опять придет, чтобы встретиться с батюшкой. Как важно, когда священник живет жизнью тех людей, которым он несет слово Божие!

— Можно ли утверждать, что сегодня в России миновала опасность засилья иностранных сект, прежде всего тоталитарных?

— Все усилия законодательной власти Российской Федерации и Священноначалия Церкви в последние годы были направлены на то, чтобы уменьшить поток иностранных тоталитарных сект в Россию, сузить эту проблему. И в том, что этот вопрос уже не стоит так остро, как в 1990 е годы, заслуга своего рода симфонии в государственно-церковных отношениях. Все осознали, что это асоциальные организации, которые ведут деструктивную деятельность, фактически подрывают государственные устои. Это проявляется в отказе от воинской повинности, непочитании государственного флага, конституции, запрете на переливание крови, из-за которого люди умирают, и так далее. Слава Богу, что мы пришли к осознанию этого. Однако в процессе борьбы с сектантами, которые являются еретиками, но имеют, пусть и искаженное, знание о Христе, мы забыли о просвещении тех людей, которые вообще ничего о Нем не слышали. Поэтому сейчас гораздо важнее вспомнить о них, открыть им чистое учение Православной Церкви.

— Сегодня много говорится о том, что православная миссия должна быть направлена и на то огромное количество мигрантов, которые прибывают в нашу страну. Что вы об этом скажете?

— Как я понимаю, это вопрос совместной работы Русской Православной Церкви и Федеральной миграционной службы, представительства которой есть в каждом регионе и которая решает на законодательном уровне, сотрудничать с Церковью или нет. У нас в Белгороде укоренился опыт, когда принимающие российское гражданство мигранты обязаны сдать экзамен по русскому языку и ознакомиться с культурой страны, в которой они будут жить и работать. И вот эту инкультурацию, ознакомление с местной культурой как раз осуществляет священнослужитель, который делегирован от митрополии в местное управление ФМС. Этот опыт можно перенести во все регионы России, главное — чтобы было открытое взаимное сотрудничество между светской властью и духовной.

— В последние годы у нас в стране стало больше священников и храмов, во многих СМИ появилась адекватная информация о религиозной стороне жизни. Много ли осталось людей, которым нужна миссия, которые еще не слышали о Христе?

— Как свидетельствует сама жизнь, очень много. Не только на Крайнем Севере, но и в центрах, даже в Москве. Потому что, к сожалению, золотой телец, который овладевает умами наших современников, дух потребления, который говорит, что человеку все должны, а он никому ничего не должен, настолько плотно засел в умы, что пробиться сквозь него бывает очень тяжело. Даже приходя в храм, люди говорят: «Вы мне должны…» То есть они сознательно приходят потреблять. Этому, конечно, тоже необходимо противостоять.

— Каково состояние российского общества, на ваш взгляд, с точки зрения миссионера?

— Не безнадежное. Для того чтобы дать какой-то конкретный ответ, нужно озвучить статистику или формальные данные. Но мы, православные миссионеры, священнослужители, призваны нести свет Христовой Истины. Если бы апостолы в свое время думали о том, какова статистическая выкладка по Римской империи, то свет Христов не просветил бы никакие народы. Они просто шли и проповедовали. В одном из своих выступлений диакон Андрей Кураев назвал это агрессивным миссионерством. Но не в том плане, что они агрессивно набрасывались на слушателей и силой заставляли их принимать веру во Христа, а в том, что, не стесняясь неполиткорректности, они свидетельствовали о своей вере. И даже страдали из-за этого, а зачастую отдавали при этом жизнь. Главное для нас — адекватно и своевременно реагировать на те вызовы, которые предъявляет нам жизнь. Враг рода человеческого не дремлет и всегда пытается соблазнить людей разными способами. Задача церковного корабля — обходить эти мели и рифы и приводить верных чад Церкви ко спасению. А методология различна, как многолика и сама человеческая жизнь.

— Есть народы более восприимчивые к христианству и религии вообще, а есть менее религиозные. Как реагируют на православную миссию представители малых народов и вообще жители крайних пределов нашей страны?

— Несмотря на то, что многие из них — язычники, они очень религиозны. Один наш священнослужитель, приехавший из Якутской епархии, рассказал удивительную историю. Ему довелось общаться с артелью оленеводов, и в одной из личных бесед они поделились серьезной проблемой: волки грызут оленей. Чтобы защититься от волков, оленеводы, когда выходят на пастбище, берут такой своеобразный оберег — заговоренную дощечку, трут ее, и тогда у них ничего опасного не происходит. Батюшка попросил их показать эту дощечку — она оказалась черной, очень сильно засмоленной. Заподозрив, что это не простая дощечка, он нашел спирт, смочил в нем тряпочку и начал тереть ею по этой черной доске. И вскоре на ее поверхности проявился образ святителя Николая Чудотворца. Оленеводы пришли в величайший восторг, и четыре человека из этой артели приняли Крещение. И таких случаев очень много.

Вот такие знаки Господь посылает даже язычникам, чтобы через своих святителей помогать неокрепшим душам. И вообще хочется сказать, что в провинции среди невоцерковленных и воцерковляющихся людей так много потрясающе светлых, чистых, с такой прозрачной душой, что для миссионера это настоящий источник радости и вдохновения на новые труды во славу Святой Матери Церкви.

Беседовала Светлана Высоцкая

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.