Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Иерей Сергий Ларюшкин: «Наши студенты призваны быть солью земли, даже если они дети своего времени»
13:16, 26 декабря 2014

Иерей Сергий Ларюшкин: «Наши студенты призваны быть солью земли, даже если они дети своего времени»

Каждый, кто хоть раз побывал в стенах Нижегородской духовной семинарии, отмечает, что атмосфера здесь в чем-то схожа с военным вузом. Идеальная чистота и порядок в аудиториях, опрятные семинаристы, одетые в строгие черные кители с белоснежными подворотничками. А вот и «военное» объявление: «За несдачу зачетов по предметам (перечень) запретить выход в город студентам (фамилии)». Да, как в армии — запрет на увольнительные. Что же значит для будущего священника дисциплина в стенах родного вуза и в чем ее отличие от дисциплины армейской? Штрихи к внутренней жизни семинаристов нам помог обозначить проректор по воспитательной работе НДС иерей Сергий Ларюшкин.

О дисциплине

— Безусловно, некая схожесть с военным училищем имеется. Любое учреждение закрытого типа — образовательное или производственное — всегда предполагает дисциплину. И эта «закрытость» обусловлена целями и задачами организации. Чем выше цель и сложнее задачи, чем выше цена ошибки, тем строже дисциплина. И семинария как школа священников имеет свои строгие правила. Но они особые. Безусловно, поначалу всем студентам-семинаристам приходится нелегко: весь привычный уклад жизни кардинально меняется, требуется самостоятельность во всем — от устроения быта до написания квалификационных работ. Впрочем, тем, кто прошел армейскую школу адаптироваться проще. Я, к примеру, служил в армии и скажу, что семинарская дисциплина на порядок легче. Однако ее трудности заключаются в другом. Семинария подготавливает пастырей, и дисциплинарные правила в ней христоцентричны. (Поэтому тот, кто не имеет элементарного навыка жизни во Христе, терпит многие скорби или совсем покидает наши стены). Высота христианского учения создает дополнительные эмоциональные и психологические нагрузки для молодого человека при его столкновении с дисциплинарными требованиями, он больнее переживает простейшие негативные явления. Не стоит забывать и о чисто духовных искушениях — от диавольских сил. Поэтому воспитательный процесс в семинарии имеет свои сложности, трудности, свои правила и исключения из правил. Он осуществляется в рамках христианской этики, в парадигме христианского вероучения. Конечно, у нас достаточно проблем в деле воспитания, но своих действиях мы руководствуемся, как это ни громко звучит, — любовью во Христе. И целью наших строгих правил (все-таки строгих) является воспитание не человека, умеющего слепо, но точно выполнять команды или наводить чистоту, а воспитание человека, умеющего держать себя в духе Христовом, а потому готового понести тяготы пастырского служения. Он призван быть той солью земли, о которой говорит Христос в Евангелии.

О династиях священников

— Студентов из семей священников в семинарии обучается не много. Похвально и отрадно, если дети продолжают путь своих отцов, тем более что этот путь отличается особой высотой. Но мне все же не хочется рассматривать священство как наследственное сословие. Священство — это все-таки в первую очередь призвание, даже если оно уже является династией в чьей-то фамилии. Таких династий сейчас, после советской власти, осталось не много. На путь священства встают молодые люди самого разного социального происхождения, но все они объединены одним желанием — служить Христу Богу у церковного престола. Семинария в данном случае должна способствовать воспитанию будущих пастырей в православном Предании, традициях, и приобщать их к сокровищнице богословской мысли — воспитать их в едином духе, дать именно духовное образование. На сегодняшний день наша епархия полнится молодыми священниками, выпускниками нашей семинарии.

Об интеллектуальном и духовном уровне абитуриентов

— Наши студенты — дети своего времени в том смысле, что несут на себе отпечаток того, чем живет мир, чем он увлечен, какой имеет темп и ритм. Абитуриенты к нам не с неба спускаются, они приходят из современных городов и сел, они — вчерашние ученики сегодняшних школ, и имеют, как и многие их сверстники, не тот уровень образования, какой хотелось бы. Увы, когда абитуриент, имеющий довольно высокие баллы по ЕГЭ, пишет изложение по русскому языку у нашего преподавателя, то «егэшные» баллы выглядят, как мыльные пузыри, и «амплитуда колебаний» между школьными оценками и семинарскими нередко очень большая.

В семинарию поступают с результатами ЕГЭ. У нас есть свои вступительные экзамены: Русский язык, История России, чтение текста на церковнославянском языке, знание молитв. После всех экзаменов проходит собеседование на экзаменационной комиссии возглавляемой Владыкой Ректором. Цель собеседование — проверка воцерковленности молодого человека, его готовности стать православным священником.

Сейчас система духовного образования коренным образом отличается от системы образования дореволюционного периода. Оно стало больше похоже по своей структуре на светское, предполагает обретение семинаристами определенной суммы знаний. Однако все знания, получаемые в семинарии непременно должны пережиться душой студента, должны быть поняты изнутри, по сути. Для этого нужна вера и опыт жизни в вере. Поэтому о качестве студента свидетельствует не только его интеллектуальный уровень, но его вера, его воцерковленность, горение духа и многое подобное.

О вредных привычках

— Если студент имеет тот изъян, который именуется вредной привычкой, то у него есть все шансы не закончить духовную семинарию. Однако склонность человека к какому-либо греху является для него особым полем духовной брани, на котором он должен себя проявить искусным воином. И если мы видим, что студент семинарии совершил проступок «из области вредных привычек», то, принимая меры, имеем рассуждение: что это — ветер молодости или уже привычка, порок? Поэтому для кого-то из семинаристов обнаруженный запах табака или алкоголя может стать поводом для отчисления, а для кого-то иным наказанием. Конечно, нет человека, который поживет и не согрешит, и Господь наш многомилостив ко всем, но всему свое место и позволение, и «проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер 48: 10), поэтому для студента семинарии очень важно бодрствовать над своими помыслами и пожеланиями. Впрочем, все эти проступки «из области вредных привычек» у нас весьма редки, и в последнее время практически не встречаются.

О дедовщине

— В любой организации, в любом обществе есть «старшие» и есть «младшие». «Старший» всегда воздействует на «младшего», и это правильное устроение. Вопрос только в том, положительное это воздействие или негативное. Прописная истина. Есть ли у нас «неуставные взаимоотношения»? Однозначно можно сказать, что нет. Можно конечно говорить о мелких конфликтах в юношеской среде семинарского общежития, но о «дедовщине» как о тенденции говорить не приходится, старшие не унижают младших и не заставляют прислуживать себе или делать работу вместо себя. Подобные нарушения христианской этики и морали пресекаются принципиально жестко, и чаще всего заканчиваются безоговорочным отчислением из семинарии.

О выборе спутницы жизни

— Рядом с нами расположено Нижегородское православное женское духовное училище. В последнее время наши юноши довольно часто выбирают в спутницы жизни девушек из этой духовной школы. Это особенно радует, поскольку образуется новая молодая семья — семья русского православного священника нашего времени.

Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.