Раньше символизм иконы позволял даже неграмотному человеку многое узнать о христианской вере. У современного человека это безусловное понимание утратилось. И хотя каждого верующего окружают иконы: дома, на работе, в храме — мы часто не вдумываемся в значение и историю того или иного образа. Обрести глубину восприятия иконописи нам поможет кандидат богословия и преподаватель Нижегородской духовной семинарии, ведущий цикла программ «Русские иконы» на радио «Образ» Алексей Дьяконов. Сегодня мы начинаем цикл публикаций по его передачам.
Иконописный канон
Царица Небесная — самая любимая и почитаемая святая нашей Церкви, оттого и иконография ее наиболее обширна. Однако не все изображения Божией Матери, какими бы художественными и благочестивыми они ни были, являются иконами. Как отличить одно от другого? Прежде всего, икону определяет канонически правильно написанный образ. Иконописные каноны формировались на протяжении всей церковной истории, поэтому они так важны.
Канонический образ Божией Матери предполагает изображение молодой девушки с покрытой головой в определенных одеждах. При этом есть тонкости, моменты, которые надо особо подчеркнуть. Например, мы редко обращаем внимание на три звезды, изображенные на плечах и головном уборе Богородицы. Церковь учит о том, что Матерь Божия была Девой до рождества, в рождестве и по рождестве Христовом. Три звезды символизируют именно это — девство Богородицы. Иногда одна или две звезды бывают не видны, например, когда у Пречистой Девы на руке находится Младенец, который закрывает одну из звезд. Бывают житийный или акафистные образы, где Божия Матерь находится или вполоборота, или изображена особым образом — тогда мы можем не видеть всех звезд, но знаем, что они есть.
Еще один важный момент, который касается не только богородичных, но и любых других икон: у каждой иконы обязательно должно быть надписание — текст, который располагается на иконе справа и слева от образа. Из него мы можем узнать, кто изображен на иконе. В случае с Божией Матерью мы видим две буквы справа и слева — Мария Феотоку — что означает Мария Богородица. Если текста нет, такой образ не может считаться иконой.
Церковь различает четыре основных типа изображения Божией Матери: Оранта, Елеуса, Одигитрия, Акафистная. С ними и разберемся.
Молящаяся
Самый интересный и удивительный образ — Оранта, от латинского слова orans — молящаяся. Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Ее с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы за каждого из нас с вами. Обычно Пресвятая Дева изображается либо в полный рост, либо по пояс. Подобная молитвенная поза и этот вид изображения Божией Матери известны еще с ветхозаветных времен: впервые такие изображения встречаются в катакомбах, где христиане совершали богослужения в первые века своей истории. Наибольшее распространение этот образ находит в Византии, Константинополе. И один из самых известных образов мозаичной Оранты — это образ в алтаре храма Святой Софии в Константинополе, который долгое время был закрыт от взора молящихся, но сегодня мы можем его увидеть, несмотря на то, что этот храм сейчас музей.
От прочих типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность — ее поза статична, а композиция имеет строгую симметрию. Образ входит в коллекцию наших православных икон, например на иконе Покрова Божия Матерь, Которая по преданию явилась в Влахернском храме, изображена как Заступница каждого человека. Она держит в руках омофор, покрывающий всех верующих, но изображена именно в той позе, как Ее принято изображать в стиле Оранты. Из русских версий икон Оранты самой известной является Новгородское «Знамение» — это поясное богородичное изображение, на котором Младенец изображен в сфере на груди Божией Матери. Этот образ — символ посреднической и заступнической молитвы Богоматери к Богу в воплощении Христа. Также из известных образов этого типа — «Неупиваемая Чаша».
Милующая
Елеуса — один из основных и самых известных типов изображения Богоматери в русской иконописи — в переводе с греческого означает «Милостивая, Милующая». Божия Матерь изображена с Младенцем Христом, сидящим на Ее руке, чаще всего на левой. Особенность этого типа в том, что Младенец прижимается щекой к щеке Своей Пречистой Матери. На иконах в типе «Елеуса» между Марией и Богом Сыном нет расстояния – в знак безграничной любви Матери и Сына. Эта икона являет собой крестную жертву Христа как высшую форму проявления любви Бога к людям. Выражение этой любви мы и видим в нежном прикосновении Богородицы и Ее Сына. Иногда это подчеркивается еще и касанием Младенца рукой щеки Своей Матери.
К самым известным иконам Божией Матери типа «Елеуса» мы относим образ «Владимирской», «Донской», «Федоровской», «Почаевской», «Жировицкой» Божией Матери, «Взыскание погибших» и многие другие. Разновидностью этого типа является тип «Взыграние Младенца», когда Он будто играет Своими ручками и касается щеки Божией Матери. Из известных — образ Божией Матери «Киккская», хранящийся на острове Кипр в монастыре и, по преданию, написанный святым апостолом Лукой. В русской иконописи хорошо известна Яхромская икона Божией Матери.
К типу «Елеуса» относится и Корсунский образ Божией Матери, особенно почитаемый на Нижегородской земле. До событий 1917 года он находился в иконостасе главного собора Благовещенского монастыря. Икона была связана с киевским князем Игорем и бесследно исчезла после Октябрьской революции, скорее всего, была уничтожена. Однако по ее полному подобию был написан новый список, и сегодня он вновь находится в иконостасе Благовещенского собора.
Указующая путь
Одигитрия — это название иконографического типа переводится с греческого как «Указующая путь, Путеводительница». Это еще одно из распространенных изображений Пресвятой Богородицы в Русской Православной Церкви, и знаменитая Смоленская икона — самое яркое и запоминающееся его воплощение. Чаще всего тип «Одигитрия» выглядит так: Божия Матерь, а на Ее левой (реже правой) руке — Богомладенец. Он благословляет каждого молящегося, а Богоматерь указывает на Него рукой как на Путь, Истину и Жизнь.
Кроме Смоленской иконы, в этом типе наиболее известны образы «Тихвинская», «Иверская», «Троеручица», «Страстная».
По преданию, самую первую икону Одигитрия, или, как тогда ее называли, «Влахернская», тоже выполнил евангелист Лука. В середине V века она была привезена со Святой земли императрицей Евдокией, женой императора Феодосия. Образ поместили во Влахернском храме в Константинополе. Во время нападения врагов этот образ не раз спасал город. Каждую неделю в столице Византии совершался крестный ход по всему городу, а во время нападения врагов икону выносили на городскую стену.
Так же прославился и Казанский образ Божией Матери, который не раз спасал Россию от врагов и эпидемий. Один из самых почитаемых списков Казанской иконы хранится в Москве в Богоявленском соборе. Его особенность в том, что Младенец на нем стоит, а не сидит на руке, и Божия Матерь указывает на Него не на самой иконе, а за пределами образа.
Акафистная
Акафист — это богослужебный текст, в котором мы произносим хвалу Божией Матери, Спасителю и другим святым. Самый известный и любимый верующими — Акафист Богородице, который начинается словами: «Взбранной Воеводе победительная». Есть и другие акафисты: Спасителю, Ангелу Хранителю, святым, а также посвященные конкретным иконам Пресвятой Девы. Но самый главный и первый один — это тот самый Акафист Божией Матери. В древности в Греции он был единственным, поэтому его не только читали, но и иллюстрировали. Изначально к типу «Акафистная» относились те иконы, которые иллюстрировали слова Акафиста. В частности, существуют иконы «Радуйся, Невесто Неневестная», «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» и многие другие.
В русской иконографии и росписях храмов также присутствует этот тип икон. Но мы относим к нему не только иллюстрирующие Акафист иконы, но и те образы, которые не могут быть отнесены к другим типам.
Примерами могут служить образы Божией Матери «Боголюбская» и «Нечаянная радость». Существует предание, что князю Андрею Боголюбскому во сне явилась Богоматерь, и написанный им по памяти образ отнесли к типу «Акафистная». На иконе «Нечаянная радость» мы видим образ Божией Матери и молящегося перед ней грешника. Она рассказывает историю разбойника, который молился Богородице перед тем как идти на грабеж и преступление. В один из таких случаев он увидел на иконе кровь. Поразившись этому, он услышал ответ Богородицы, что виновник кровавых ран — он сам, нанесший их своими злодеяниями.
Подготовила Татьяна Фалина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.