Икона Благовещения относится к праздничному типу икон. Существует множество древних изображений этого события. Одни более статичны, другие наполнены динамикой. Иконография праздника восходит к раннехристианской эпохе. Первая сцена Благовестия запечатлена на фреске из римской катакомбы святой Присциллы в первой половине III века.
Несмотря на незначительные отличия, существуют строгие каноны написания этого события. Одним из самых распространенных образов Благовещения на Руси является икона «Устюжское Благовещение». Именно в ней наиболее полно выразилось стремление наглядно проиллюстрировать догмат о Воплощении. Икона была создана в первой трети XII века в Новгороде Великом. На иконе поза Архангела Гавриила, обращающегося с приветствием к Деве Марии, статична и уравновешена. Богоматерь сидит на престоле. Правая рука Ее с пурпурной нитью поднята к груди, а в опущенной левой руке Она держит моток пряжи. Во чреве Богородицы еле заметно пурпуром прописан Младенец Христос с крестообразным нимбом. Вверху композиции в небесном сегменте на красном престоле изображен Господь, а от Его правой благословляющей руки к Деве Марии протянут тонкий голубой луч, символизирующий сошествие Святого Духа.
На заднем плане изображения обычно находятся палаты, башенки которых соединены перекинутой через них тканью. Это символизирует связь Ветхого и Нового Заветов, исполнение пророчеств и достоинство Девы Марии. Также это прямое указание на то, что сама Дева стала Богоносной палатой, началом Боговоплощения.
Архистратиг застал Матерь Божию за работой. По преданию, Она должна была соткать на престол храма пурпурное облачение. Красная пряжа иносказательно говорит о том, что Пречистая Дева оденет святыню Божества багряницей своей плоти.
Престол, на котором сидит Богородица, носит не только бытовой характер, но, как и все в иконе, имеет свое символическое значение. Это не обычное сиденье, но престол славы, освященный золотым сиянием Божественных сил. Подножие, так же как и престол, испещрено золотыми лучами. Этим показывается царственное достоинство Богоматери и открывается неземная природа происходящего.
Воплощение Спасителя открывает человеку райские двери, поэтому изображение Благовещения помещается на царских вратах иконостаса.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.