Если вы, будучи в Тоншаеве, захотите помолиться в местном Никольском храме, то обратите внимание на мемориальную доску, закрепленную на стене. Надпись гласит: «Старостой храма был летописец края, автор «Ковчега Ветлужской старины» Захар Сергеевич Солоницын. 1783–1853 гг.» А в Тоншаевском музее сохранились несколько листочков, написанных по-церковнославянски, очень красиво и грамотно. Это все, что осталось от творческого наследия Захара Сергеевича, исследователя истории лесного Заветлужья.
Его главное произведение называется «Ковчег Ветлужской старины». Где оно теперь, неизвестно, да и сохранилось ли… Но в семье Солоницыных (а это несколько ветвей потомков Захара Сергеевича) берегут память о рукописи, которую, по преданию, Захар закончил в 1816 году. Однажды «Ковчег» попал в руки ветлужскому краеведу Дмитрию Петровичу Дементьеву-Бармину, и он использовал его в своих трудах. Собственно, благодаря этому существование исторического труда Захара Солоницына и было зафиксировано документально. О ценности материала, собранного Захаром Сергеевичем, можно судить хотя бы потому, что, как писал тот же Дементьев, он был использован авторами книг «Описание Костромской губернии» (1861 год издания), «История Российского государства» (1866), «Столетие Вятской губернии» (1881).
Захарова тропа
Захар Солоницын вообще личность удивительная. Даже загадочная. Крестьянин, но прекрасно образованный для своей среды: он не просто умел читать и писать (без ошибок, очень красиво), но знал церковнославянский, владел и мастерством живописца. У его потомков еще в 1960‑е годы хранился автопортрет, написанный масляными красками. Краевед Павел Березин обнаружил его у праправнуков автора рукописи — братьев Алексея, Николая и Павла Солоницыных. В статье Березина читаем: «На вопрос, кем же написан портрет, братья почти в один голос ответили: «Сам дед Захар писал». Помолчав немного, один из них добавил: «Говорили, дед смотрел в зеркало и со своего отражения в нем и писал». Тот же Павел Севастьянович Березин сделал фотографию автопортрета, размножил ее, а подлинник до нашего времени не сохранился.
Жил Захар Солоницын в починке Зотово Тоншаевской волости, основанном незадолго до его прибытия родственником Захара — Зотом Безденежных. Оба переехали туда из Касинской волости Вятской губернии. Тогда, в конце XVIII века, процесс переселения русских крестьян с Вятки в Тоншаевскую волость, где коренным населением были марийцы (тогда они звались черемисы), шел очень активно. Но ехали в основном крестьяне в полном смысле этого слова, умевшие растить хлеб и скот. Грамотные среди них были редкостью. И вот человек образованный, живописец вдруг приезжает в глушь, вместе с шестью сыновьями, обзаводится хозяйством, но ведет довольно замкнутый образ жизни.
Березин пишет, что, по рассказам потомков, Захар к старости стал религиозен. Но к старости ли? На самом деле — неизвестно, поскольку сведения о нем Павел Севастьянович собирал в 1960‑е годы, и очерк его был опубликован в советской печати во времена хрущевских гонений на Церковь. Но точно известно, что однажды Захар Сергеевич построил в лесу близ деревни небольшую избу-келью, где жил, писал и молился. К обедне ходил в Тоншаево. Там в 1811 году построили храм в честь Николая Чудотворца, Захар стал старостой. Ходил в церковь он прямо через лес, тропа его, примерно в четыре версты, в народе потом долго слыла Захаровой. В округе его уважали, люди ходили к нему за советом.
Веру он передал и «по наследству». Особо надо отметить внука Захара Сергеевича — Ивана Солоницына. Еще восемнадцатилетним Иван Иванович пешком ходил на Соловки, поклониться святыням. Паломничество длилось два года. Вернувшись через два года, женился на дочери дьячка Никольской церкви в Тоншаеве. Там же Иван был старостой до конца земной жизни в 1939 году.
По следам «Ковчега»
Сохранились рассказы, передаваемые из поколения в поколение в семье Солоницыных, что после Захара осталось много книг, в том числе написанных лично Захаром Сергеевичем гусиным пером. Видимо, таким же образом был написан и «Ковчег Ветлужской старины». Это летопись Ветлужского края примерно с XII века. Сведения Захар собирал, скорее всего, по монастырям и храмам Ветлужского и соседних уездов, изучал летописи.
К сожалению, мы сейчас можем воспроизвести лишь небольшие части текста, написанного Захаром Солоницыным, и лишь благодаря произведениям Дементьева-Бармина. Вот что он позаимствовал из «Ковчега Ветлужской старины» для одного из своих очерков: «В 1174 году новгородские невольники завоевали у черемис их г. Кокшаров на реке Вятке и назвали его Котельничем, а черемисы ушли с своей стороны к Юме и Ветлуге. Когда в 1181 г. новгородцы завоевали черемис на Юме, то многие жители нашли лучше жить на Ветлуге — на Якшане и Шанге». И еще: «В 1240 г. юмский черемисский князь Кожда Ералтем построил на Ветлуге город Якшан. Кожда принимает христианство и строит церкви, допуская на берегах Ветлуги русские поселения с Галичской земли и Вятской стороны. В 1245 г. по жалобе Галичского князя Константина Ярославича Удалого (брата Александра Невского) хан татарский приказал правый берег реки Ветлуги Галичскому княжеству, а левый черемисам. Возобновляется Якшан и вновь построены Булаксы и Юр».
Что стало с рукописью Захара Солоницына? Известно лишь, что после революции, когда было голодно, жившие в Зотове потомки летописца выменяли ее на полпуда гороха, еще немного денег получили. Человек, который приобрел, понял ценность записей. Это доказывает дальнейшее развитие событий. Новый владелец рукописи попал под арест (по некоторым сведениям, как контрреволюционер), но вскоре его освободили, а из всех вещей, которые изъяли при обыске, он попросил вернуть только «Ковчег Ветлужской старины». Ему грубо отказали, и след рукописи затерялся. Возможно, ее передали в уже существовавший Ветлужский музей, но могли и уничтожить.
Хранились в Зотове и другие книги, написанные пером Захара Сергеевича. Они были духовного содержания в форме наставлений, поучений и советов со ссылками на святых отцов Православной Церкви. Их в шестидесятых годах прошлого века держал в руках краевед Березин, до нас же дошли лишь несколько страниц. Они и хранятся в Тоншаевском музее.
Предок Андрея Рублева
В деревне Зотово Тоншаевского района до сих пор живут потомки Захара Солоницына. Правда, всего два человека. Его правнуки в разных коленах разлетелись по всей России. Наверное, самые известные — это Анатолий и Алексей Солоницыны (они потомки по линии того самого Ивана, что ходил на Соловки). Алексей — известный писатель и журналист, живет в Самаре. Его брат — Анатолий Солоницын — знаменитый русский актер, мы знаем его по фильмам Андрея Тарковского, прежде всего по «Андрею Рублеву», где он сыграл главную роль.
«К тому времени, когда Анатолий на свой страх и риск собрался ехать в Москву, на первую в своей жизни кинопробу, — пишет брат актера в своей документальной повести, — отец (тоже известный журналист. — Ред.) как раз и прислал ему очерк (Павла Березина. — Ред.) о нашем пращуре, чтобы поддержать сына. Анатолий никому не рассказывал об этом. Но в самые свои последние дни, когда мы говорили о самом главном, он сказал: «Я бы не поехал… Я бы не стал мучить себя. Но я поверил, что играть великого русского иконописца должен именно я. Потому что у кого же из актеров есть такой предок как Захар Солоницын!»
Живут в потомках Захара не только неординарность и талант. Тяга к краеведению — это тоже, видно, наследственное. Наш современник, житель районного поселка Тоншаево Николай Анатольевич Солоницын тоже однажды решил заняться историей: родной деревни Зотово и своего рода. Не просто так решил, а по завещанию отца, который по крупицам собирал сведения, записывал воспоминания родственников-односельчан. На смертном одре он просил сына не бросать это дело. И Николай Анатольевич в конце 1990‑х — начале 2000‑х ездил в Кировский архив, изучал метрики и составил свою родословную аж с 1613 года, то есть не от Захара, а еще глубже копнул. Он, кстати, доказал, что отчество у летописца было Сергеевич, а не Степанович, как именуют его Дементьев-Бармин и Березин.
Николай Анатольевич собрал много исторического материала о личности Захара, об истории рода Солоницыных и деревни Зотово с самого ее основания и до наших дней. Не одну книгу издать можно. Но вот последние главы, наверное, будут невеселыми. Умирает деревня, где одним из первых поселенцев был Захар Сергеевич. Всего трое жителей осталось. Двое из них — Солоницыны. А ведь когда в 2003 году в Зотове отмечали 180‑летие деревни, жилых домов было еще пятнадцать. 31 августа, на Флора и Лавра, съехалась в деревню родня. Чтоб и порадоваться, и попеть, и поплакать…Тогда же был открыт своеобразный памятник деревне и Захару Сергеевичу Солоницыну. Это не бронзовый монумент, а памятная доска на стене крепкого деревянного сруба — кельи. В такой же, наверное, молился и создавал свои произведения автор «Ковчега Ветлужской старины», летописец суровой и прекрасной земли, что раскинулась по берегам реки Ветлуги.
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.