После завоевания Земли обетованной Израиль получил относительный мир и благоденствие. Государственная жизнь евреев основывалась на принципах богоправления, описанных в Синайском законодательстве, во главе колен стояли князья и старейшины, а весь народ объединяла вера в Истинного Бога — единственного Царя и Судию израильтян.
Видимым знаком религиозно-политического единства служила общенародная святыня — храм-скиния, находившаяся в тогдашней столице государства Силоме. Однако народ не удержался в благочестии и стал перенимать у хананеев идолопоклонство. Научившись у местных племен земледелию, израильтяне усвоили от них и языческие представления о том, что о плодородии и урожае следует молить Ваала и Астарту, якобы управляющих силами природы. Служение Богу требовало духовного напряжения в исполнении заповедей Закона, молитвах и борьбе со страстями, тогда как поклонение идолам потворствовало страстям, сопровождалось пирами, плясками и развратом.
Кроме того, устремившись к радостям мирной и зажиточной жизни на плодородной Обетованной земле, народ забыл о необходимости завершения завоеваний, пренебрег повелением Божиим уничтожить или изгнать язычников. Лишь колена Иуды и Симеона продолжали завоевания и захватили несколько городов. Остальные колена своекорыстно обратили местные племена в данников.
Дальнейшую судьбу народа изрек от лица Господа явившийся Ангел: «Вы не послушали гласа Моего. И потому говорю: Я не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд 2:3). Таким образом, языческие племена были оставлены для искушения Израиля. Народу предстояло на горьком опыте убедиться, насколько важно в точности исполнять повеления Божии.
Период правления освободителей
Смешение евреев с ханаанскими народами грозило утратой истинной веры и поглощением языческим миром. В Израиле стали чередоваться периоды напастей и относительного благополучия. Когда народ оставался верен Богу, то жил свободно и спокойно. Как только молодые поколения теряли веру и обращались к идолопоклонству, на иудеев вновь нападали язычники, расхищали имущество и обращали евреев в рабов. Многолетние страдания заставляли народ вспомнить о всесильном Защитнике, каяться в нечестии и обращаться к Богу с молитвами о помиловании. Тогда Господь, смиловавшись, воздвигал доблестных людей, которые побеждали врагов и вели народ к истинному богопочитанию.
Таких освободителей израильтяне называли судьями: подобно Моисею и Иисусу Навину, те имели на себе Дух Божий и производили правый суд Господень над всем Израилем или его частью. Власть судей была пожизненной, но не наследственной: чтобы стать судьей, требовались личные высокие качества и избранничество Богом.
Долгожданное царство богоправления обратилось для евреев за их религиозную неверность и непостоянство в новую школу испытаний. Об этом периоде повествует историческая ветхозаветная Книга Судей израильских.
Сложение периодов правления и порабощения дает продолжительность Периода судей в 470 лет, с XVI по XI век до Р.Х. О такой же продолжительности Периода судей говорит и апостол Павел (Деян 13:20): 450 лет прошло от раздела земель до начала правления судьи Самуила, который правил 20 лет.
Политика внутренняя и внешняя
Народы Ханаана, где сопротивление было сломлено не до конца, ждали случая, чтобы вернуть свои утраченные земли. Они способны были в любой момент оказать отпор израильским захватчикам. Постоянную угрозу для израильтян, образовавших как бы островки в море языческого населения, представляли непокоренные хорошо укрепленные города Иерусалим, Газа и многие другие, рассеянные по горам и долинам.
Между израильскими коленами, между тем, не было согласия. Мелочная зависть, раздоры из-за установления границ, местничество, игра честолюбий раскололи единство, подорвали национальную спаянность, столь необходимую для удержания захваченных земель. Поссорившиеся колена, действовавшие порознь и рассчитывавшие только на собственные силы, не сумели довести до конца покорение Обетованной земли.
Но еще печальнее была картина религиозной жизни израильтян. Молодое поколение, сменившее своих отцов, не знало и не хотело знать «Господа и дел Его, которые Он делал Израилю» (Суд 2:10). Дорога в Силом к священному храму многими была забыта. Сыны Израиля были трудноисправимы: едва только их положение улучшалось, они, как правило, опять начинали поклоняться своим лжебогам.
Множество смешанных браков ослабляло позицию Израиля. Мужчины, которые должны были сохранять верность Богу, вместо этого хранили верность своим женам и детям-язычникам.
Общее ослабление нравственности в народе не замедлило проявиться вслед за уклонением от истинной религии. В Израиле водворилось господство неправды, необузданного произвола, неповиновения властям, а затем, как следствие, расстройство государственного и общественного управления и утрата политического и военного могущества.
Подготовил протоиерей Александр Зуев
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.