«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13:7) — с этих слов апостола Павла начинается погружение в новый проект священника Илии Третьякова. Такой эпиграф выбран неслучайно. Сайт «Церковный некрополь», всего два месяца назад появившийся на просторах интернета, посвящен памяти церковно- и священнослужителей, преподавателей духовных школ, монашествующих и активных мирян Русской Церкви, преимущественно Нижегородской епархии. Биографии, воспоминания, фото- и видеоматериалы — сайт будет интересен и полезен не только православному человеку, но и всем любящим историю. Сегодня мы говорим с автором и создателем сайта «Церковный некрополь» — заместителем руководителя миссионерского отдела Нижегородской епархии иереем Илией Третьяковым.
— Отец Илия, что побудило вас к созданию сайта, учитывая, что сайты с подобным содержанием, в том числе нижегородские, в интернете уже есть?
— Начнем с того, что некрополистика — это вспомогательная историческая учебная дисциплина, которая изучает захоронения и все, что связано с этой темой. Таких проектов на просторах интернета, действительно, множество. У меня есть знакомые некрополисты из Москвы, которые занимаются исследованием Новодевичьего, Ваганьковского, Пятницкого и других известных некрополей Москвы. Но эти проекты светские, они направлены на изучение персоналий, которые узнаваемы в масс-медиа: актеры, политики, режиссеры, художники. А мой проект посвящен нашей церковной истории и персоналиям, которые принимали в ней непосредственное участие.
Не могу сказать, что эта тема всегда меня интересовала. Толчком к ней стал случай, который произошел много лет назад, когда я был еще светским человеком. Проезжая мимо Троицкого храма в Высокове, я зашел туда помолиться. Это было одно из первых моих посещений этого храма. Сама территория там четко разделена на две области: ограда Троицкого храма и собственно Высоковское кладбище. Я прошел вокруг храма, посмотрел на компактные захоронения. И обратил внимание на контраст со светским кладбищем, которое через ограду. Внешний вид захоронения, благоустройство, отношение людей — все ярко показывает разницу светского и религиозного восприятия. Захоронения возле храма более или менее благоустроены, повсюду цветы, знаки памяти. Клирики и настоятель храма стараются поддерживать память. Я увидел качественную разницу в отношении и к смерти, и к месту захоронения людей. Значит, их деяния заставляют сохранять память о них, значит, это не были заурядные обыватели, если память о них через десятилетия доходит и до нас. Таким было мое вхождение в церковную некрополистику.
— Значит, наверняка об этих людях уже есть какие-то воспоминания?
— Не могу сказать, что таких материалов много. Думаю, историки поддержат меня в том, что есть большая лакуна: духовенство советского периода. Если о них есть какие-то сведения, то они фельетонного жанра в газетах того времени, где высмеиваются мракобесы. Либо это доклады уполномоченных по делам религии, которые массе недоступны. А всем доступны, как правило, две-три строчки официального некролога в журнале «Московская патриархия». И то не по всем священникам! А как человек трудился, какие сложности он преодолевал, — здесь начинается исторический поиск.
Хочется назвать имена людей, которые давно разрабатывают эту область. Безусловно, это председатель епархиальной комиссии по канонизациии, архимандрит Тихон (Затёкин). Он больше специализируется на дореволюционной истории, но и по советскому периоду тоже имеет много материалов. Не одно исследование истории Церкви посвятила Ольга Дёгтева. Клирик Нижегородской епархии протоиерей Александр Мякинин свою кандидатскую работу в Московской духовной академии посвятил истории Горьковской епархии советского периода на основе архива уполномоченного. Это дает взгляд с обратной стороны: светский человек, настроенный антицерковно, передает свои материалы в Центр. Это переписка, где он дает нелицеприятные характеристики церковной активности и тем персоналиям, которые мы упоминаем. Но ведь ругань со стороны одних воспринимается как похвала. И когда читаешь, как он бранит общину, скажем, Старковского храма в Володарском районе, мол, там двадцатка состоит из матерых церковников, которые не хотят идти на контакт с властями, понимаешь: да они молодцы, настоящие, несмотря на гнет советской власти, не прогибались!
— Работа с сайтом требует больших усилий и много времени. Кто вам помогает?
— Его наполнением в техническом плане занимаюсь я в скудное свободное время. Жена шутит: «Опять папа занимается своими покойниками»… В поиске и проверке материалов помогают отец Тихон (Затёкин), отец Александр Мякинин, Ольга Дёгтева, Маргарита Циркулёва. Я использую их научные труды, их наработки.
Изучая исторический материал, открываешь много интересного, подробности, которые в наше время звучат просто дико. Например, раньше священник не мог посетить болящего человека без приглашения исполнительного органа прихода. То есть если пресловутая «двадцатка» не направляла его, то просто по просьбе родственников он не мог это сделать. Так было, чтобы уполномоченный по делам религии имел контроль и полные сведения о том, кто вызвал, кого, куда, зачем. И такое безобразие, такое ущемление прав верующих людей было всего 50 лет назад!
— Ваш сайт состоит из двух основных частей: «Кладбище», где идет рассказ о погостах в церковных оградах, и «Персоналии», где собрана информация о почивших священниках, монахах, мирянах. Согласовываете ли вы материалы с родственниками людей, о которых пишете?
— Если есть возможность показать их родственникам или духовным чадам, которые живы, безусловно, мы это делаем. Иногда сами родственники принимают участие в написании. Материал об отце Константине Минюхине написала матушка Нонна. Она изложила основные вехи его биографии. На будущее у меня есть несколько задумок, в частности, о священнических династиях, они тоже подключаются постепенно.
Сейчас на сайте около 60 персоналий. И, к сожалению, список не всегда пополняется людьми, давно ушедшими. Один из последних разделов был посвящен протоиерею Сергию Муратову. Я сильно переживаю эту утрату. С отцом Сергием мы одно время служили. Это был очень живой человек во всех смыслах слова: с живым взглядом и опытом.
— Прежде чем открыть сайт, вы несколько лет собирали материалы. Что вас больше всего удивило в этом процессе?
— Когда увлекаешься каким-то проектом, происходит много удивительного. Может, дерзновенно скажу, но я все больше уверяюсь, что это дело Божие. Помню, был праздник Преображения Господня. Я отслужил литургию, освятили плоды, и у меня было два часа свободного времени. Решил посвятить его сайту. Из всей массы материала выбрал посвященный иерею Александру Юшкову. Когда начал набивать биографические сведения, понял, что в этот день у отца Александра день рождения. Такие совпадения, неслучайные случайности происходят, конечно, не каждый день, но когда такой случай наступает, ты укрепляешься и понимаешь, что не зря работаешь.
А самое главное — это молитва. Получается визуализированный синодик: можно идти по персоналиям и поминать. Молитвенно поминаешь человека и видишь, кто он, основные вехи его биографии.
— Много ли у сайта читателей?
— Пока не так много. В день его посещает около 60 человек. В их числе и мои студенты — воспитанники Нижегородской духовной семинарии, которые с благодарностью воспринимают информацию.
Наш век утилитарен в том числе по отношению к человеку. Всегда горько наблюдать, как кто-то умирает — и начинается планомерная кампания: «Какой он был прекрасный! Он был наш современник! Как мы его упустили?» Главная цель моего проекта — обратить внимание не только на ушедших священников и церковнослужителей, но и на живущих. Потому что есть люди — кладезь церковной истории, которые милостию Божией с нами, и дай им, Господи, многие годы жизни! Если мы научимся к живым людям обращаться со вниманием и в их биографии находить точки для своего духовного роста, я буду считать, что мой проект достиг цели-максимум.
В завершение хочу обратиться к читателям с просьбой. Если у кого-то есть фото-, видео-, биографические материалы, посвященные священникам и церковнослужителям Нижегородской епархии дореволюционного и советского периодов, просим ими делиться, чтобы все это не кануло в реку забвения, потому что человеческая память очень несовершенна. При помощи интернет-пространства мы стараемся исполнять заповедь апостола Павла о памяти и хотим передать своим детям и внукам крупицы духовного опыта тех людей.
Беседовала Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.