Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Юрий Чернов: «Надо любить — и тогда будет праздник»
13:03, 2 июня 2011

Юрий Чернов: «Надо любить — и тогда будет праздник»

В дивеевской студии радио «Образ» состоялась беседа с народным артистом России Юрием Николаевичем Черновым, совершившим паломничество в Серафимо‑Дивеевский монастырь. Об актерской профессии и театре, о любви и милосердии, о детских впечатлениях и просто о жизни с ним беседовала инокиня Макария (Огудина).

—Первое, что вспоминается,— фильм «Доживем до понедельника». Что же было такого особенного в этом мальчике Сыромятникове, которого вы там играете? Ведь у него даже имени нет, а запоминается он даже больше, чем главный герой.
—Вот, все так говорят. Вроде у меня там и роль небольшая была… Уже сорок лет прошло: трое детей, двое внуков… а все вспоминают тот фильм. Может, потому что его часто показывают по телевизору? Может быть, потому что он хоть и двоечник, а светлый был персонаж? Хороший был. Сейчас, когда умер Вячеслав Васильевич Тихонов, показывали эту картину, по всем каналам прошла. Игорь Старыгин тоже ушел… Я посмотрел этот фильм— и сразу вспомнились те годы. Правда, какая-то чистота была в моем персонаже. Наверное, этим и запомнился. Человек ведь запоминает светлое, доброе, хорошее. А плохое старается забыть, не вспоминать и даже не думать о нем.

Столько негодяев переиграл я в кино… Вот иду по этой святой земле и думаю: сколько же я переиграл всякой нечести, пьяниц, бандитов. Очень много. А однажды у меня был такой случай. Получилось, что я играл летописца, который ходил по Троице-Сергиевой Лавре. Я ходил в монашеской одежде, бороду приклеили, усы, и на петличке был прикреплен микрофон. А камера стояла далеко. Воду святую взял без очереди, к мощам меня пропустили. А потом девушка какая-то подошла ко мне, ладошки сложила: «Благословите, батюшка». Говорю ей: «Я не могу». —«А почему?»— она меня спрашивает. «Мы здесь кино снимаем. Я артист». А параллельно я снимался в кино, даже не помню, как называется, я там играл убийцу. И я там, в Лавре, даже спрашивал священника: «Что делать? Я здесь играю одну роль, вы видите меня в таком обличье. А завтра на «Мосфильме» буду сниматься совсем в другой роли». Он говорит: «Ну, это как нож. Вот нож— орудие, которым можно хлеб нарезать, а можно, не дай Бог, человека убить. Вы таким орудием владеете, вы актер. Сегодня одну роль играете, завтра другую. Это ваша участь».

—В этой студии я расспрашивала одного актера про такие роли— оставляют ли они отпечаток в душе. Он объяснил мне так, что актер является адвокатом своих героев и их образы не запечатлеваются в его душе.
—Я не знаю, я не адвокат. За что люблю театр? За то, что сегодня я играю одного человека, завтра— другого, послезавтра— третьего. В чеховской «Чайке» играю Сорина. В другом спектакле, это оперетка, я играю Дорна. Потом, у нас есть спектакль, его поставил Станислав Сергеевич Говорухин, я играю композитора, музыканта. В другом спектакле я играю врача. И мне это интересно— играть один характер, другой, третий. Два сериала скоро выйдут. В одном я играю старика, мужика Терентия. В деревне остались одни женщины, и он среди них один, хозяин над ними. В другом сериале я играю директора детского дома. Совсем другая роль, другой характер. Надо сыграть так, чтобы один герой не был похож на другого. Пластика, манера говорить— все различное. Это же интересно: поработать над образом, над характером. Не просто слова говорить, а поискать человека. Это так здорово!

—Кроме профессии, у вас столько еще интересного в жизни! В работе общества инвалидов вы принимаете участие…
—Общество инвалидов— это самое святое, чем я занимаюсь, занимался и буду заниматься. Мы познакомились с председателем фонда «Филантроп» Геннадием Аничкиным на фестивале «Киношок». Приезжает какая-то группа людей и говорит: «В Сочи проходит фестиваль творчества детей-инвалидов». Меня, режиссера Михаила Иосифовича Юзовского и Марину Яковлеву повезли на этот фестиваль. И я увидел этих детишек на сцене. Вы знаете, как глухонемые аплодируют? Сидит ползала детей-инвалидов, и они руки поднимают и ладошками вращают. Это было зрелище потрясающее! Мальчик маленький на коляске выехал на сцену, песню написал: «Мама, зачем ты меня таким родила?!» И плачет. И мы сидим, тоже плачем. И я тогда сказал Аничкину: «Гена, я— твой». Этот фестиваль, который он проводил, невозможно забыть. Дети, которых он собрал, пели, танцевали. Представляете, ребенок у родителей— инвалид?! Они никуда не могут выбраться. А здесь такая возможность выехать к морю и отдохнуть. Да еще показать талант своего ребенка.
Различные фестивали, мероприятия для инвалидов— мне это все очень нравится. Разве это не праздник?

—Праздник! Кстати, вы участвовали в передаче, которая называлась «Праздник, который всегда с тобой»?
—«Праздник каждый день».

—Она сейчас есть?
—Нет, сейчас нет таких передач.

—Как жить, чтобы праздник был каждый день с тобой? Или это невозможно?
—(смеется): Ну, надо любить… И тогда будет праздник. Вот, я думаю, что я сделал за свой шестьдесят один год? Я понимаю, что мы все уйдем. Но так хочется больше сделать хорошего. Просто хорошего!

—Вы, наверное, по натуре «детский человек», да? И детей любите?
—Да. Я один из немногих актеров кино имел сольную программу для детей и по линии бюро кинопропаганды, тогда еще советского, объездил весь Союз. Где только не выступал! В школах, во Дворцах пионеров, в колониях. Совсем недавно меня приглашали в колонию строгого режима. Страшное было впечатление. Кто-то смотрел с открытыми глазами, а у кого-то взгляд был не очень добрый. Разные сидели люди. Подходили потом, фотографировались, брали автографы. Один молодой человек подошел, попросил автограф. Сказал: «У дочки будет день рождения, напишите ей что-нибудь, ей будет приятно».

—Однажды вы в школе проводили подобную встречу, и потом вся школа высыпала вместе с вами на площадь и фотографировалась.
—У меня даже фотография эта есть.

—А что надо сказать такого детям, чтобы они откликнулись и им захотелось продолжить с вами знакомство?
—Просто им было интересно.

—Все-таки с современным поколением трудно найти общий язык.
—Нет, почему? Мы находим. В театре, где я служу, молодежь очень интересная, все талантливые— и ребята, и девчонки.

—А что вы вспоминаете из своего детства с особенной теплотой?
—Помню свою мамочку молодую, когда она пела. Голос у нее такой звучный был! Мы жили на берегу Волги на даче, и голос лился над Волгой-рекой. Вот эти места вспоминаются, где я вырос, дорожка к Волге, берег… Волга, когда разливается, такая широкая, такая красивая… На улице Кирова стояли огромные тополя, и один тополь поздней осенью был зеленый, он мне так нравился. И огромные тополиные листья! Господь Бог дарит нам такое чудо.

В Куйбышеве тогда были снегири, щеглы. Сейчас многие даже не знают, что такие птицы были— щеглы. Я снимался в одной картине, и мне пришлось поехать в Стамбул на доозвучивание. В Стамбуле меня поселили в гостиницу— и что я вижу?! Огромную клетку с щеглами! Я как заору от счастья! Они скачут, чирикают, свистят. Думаю: ради этого стоило приехать в Стамбул, чтобы увидеть щеглов, которых я когда-то в детстве видел у нас в Куйбышеве.

—Даже не знаю, почему у меня сейчас родился этот вопрос, но мне хочется задать его именно вам. Фирс в «Вишневом саде»— какая-то фигура необыкновенная. Сидел и сидел. Вокруг действие какое-то происходит, а он сидит… А когда все уезжают, он просто говорит: «Уехали…» Вот, что было в этом «уехали»?
—Чехов такой неоднозначный, такой сложный, объемный и глубокий. Вот, «уехали»… Хорошо это или плохо? Вернется то время или не вернется? И нужно оно нам, то время, или не нужно? Позавчера позвонили с канала спутникового вещания на заграницу. Передача называется «Ностальгия». Девушка говорит: «Вы при встрече что можете рассказать?» Я говорю: «Конечно, я вспомню пионерский лагерь. Буду говорить, как там было здорово. О том, как я занимался в кружках— в авиамодельном, в театральном. У нас в школе был живой уголок, где жили ворона, сорока, галка, ежик, лиса сидела в вольере. Я буду об этих временах вспоминать. Это мое детство. Это юность моя. Я жил своей жизнью, мне было интересно». Так вот и наш бедный Фирс. Уехали (произносит раздумчиво, словно окунаясь в прошлое). Уехали!.. (говорит с сожалением, как о невозвратном).

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.