Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Православное воспитание > Из бесед на «Княжьем берегу»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №15 (237) 17:15, 15 августа 2022

Из бесед на «Княжьем берегу»

Как самим устоять в норме и помочь в этом детям?

Июль — традиционное время встреч нижегородцев и не только в селе Жайск Владимирской области, в урочище «Княжеское прощение», на семейном палаточном фестивале «Княжий берег». Какое влияние оказывает нравственность на психическое развитие ребенка? Какое воспитание «налаживает» детскую психику, а какое, наоборот, может ее деформировать? Правда ли, что дети сейчас другие и понятия о нравственности тоже изменились? Об этих и других актуальных вопросах воспитания рассказывала участникам фестиваля детский психолог, писатель, публицист, общественный деятель Ирина Медведева. В соавторстве с Татья­ной Шишовой она создала оригинальную методику психотерапии детских неврозов — «куклотерапию».

Психология без права на покаяние

На первой беседе с участниками фестиваля в Жайске разговор шел о том, в каком политическом и экономическом контекс­те мы живем, о манипулятивных технологиях, рукотворных конфликтах, разрывающих связь поколений, о влиянии на детскую психику глобализационных процессов в мире. Как в такой обстановке воспитать гармоничных и благородных детей?

— Когда работаешь с детьми и их родителями, приходится уходить от узкого понимания своей профессии и погружаться в контекст времени, — начала беседу Ирина Медведева. — К сожалению, многие сегодняшние психологи могут нанести людям серьезный вред. Их самих учат помогать по западным технологиям — не осуждать недостатки, а внушать людям, что не они плохие, а другие. Что нужно возлюбить себя таким, какой ты есть. Таким образом, эти психологи отводят людей от покаяния. Иногда на всю жизнь. Существует даже нравственный кодекс психолога. Одно из его правил: о проблемах детей, которые сами обращаются за помощью, нельзя сообщать родителям. Если девочка-подросток приходит за советом, не изменить ли пол, психолог не имеет права сказать ей: «Ты с ума сошла», не имеет права сообщать об этом ее родителям.

Сейчас в Европе и США созданы все условия для широкой рекламы ЛГБТ-сообщества. Активно внедряется термин «гендер», который означает социально-психологический пол человека и был придуман, чтобы узаконить все извращения. Человеку внушают: главное — кем ты себя ощущаешь. Ты можешь быть наполовину мужчиной, наполовину женщиной или на треть мужчиной и на две трети женщиной. Всего выделено 62 вида гендера! ВОЗ признала трансгендерность нормой, исключила это тяжелейшее психиатрическое нарушение из списка психических болезней, а психологов обязала трансгендеров поддерживать и помогать это отклонение в себе культивировать.

Вот свежий пример. Одна из моих лучших учениц Наталья воспитывает больную девочку киргизку, у которой куча наследственных болезней. Все силы и деньги этой женщины уходят на реабилитацию этого очень больного ребенка. Недавно Наталью уволили из престижного психологического центра в Москве. Причина — выступление на радио «Радонеж» на тему «Что делать с детьми, которые хотят изменить пол?» Этот вопрос охватил даже православные круги. Родители в растерянности. Представляете, это произошло не в США, не в Англии, не во Франции, а у нас, в Москве.

Надо понимать, что сейчас вопрос стоит ребром: останется ли на земле человек как образ Божий, или мир будет состоять из биороботов и трансгендеров? Останутся ли нормальный человек, нормальная семья? Воспитывая сегодня детей, мы находимся на линии огня, потому что информационные бомбы падают в основном на головы детей.

Новая нравственность, новые дети?

— Манипуляция сознанием привела к тому, что мы все покорно согласились: дети сейчас «новые», а заодно и нравст­венность, и вообще жизнь. Это опаснейшая манипуляция. Никаких новых детей нет. Я работаю с детьми непрерывно много лет. И каждый раз, когда вижу новую группу ребят, которые приходят в наш лечебный кукольный театр, я думаю, чем же они отличаются от тех детей, которые были 30, 300 лет назад? Ничем. Когда детей пытаются сделать «новыми», они новыми не становятся. Они становятся мутантами — больными детьми, с которыми мы работаем. И ради этого мы пишем книги, чтобы помочь людям узнать правду.

Никакой новой нравственности не существует. Это тоже ложь. Нравственные ориентиры неизменны. А нам внушили, что традиционная нравственность устарела. А новая этика — это хорошее отношение к трансгендерам, разврату, к стяжательству… Под видом новой нравственности нам навязывают всякие безоб­разия.

Совесть и психические патологии

— Нравственность и психика связаны прямым и тесным образом. Это открытие я сделала после командировок на Донбасс. Общалась с педагогами, студентами, учеными, простыми людьми. Слышала от них, какие ужасы, трагедии пришлось пережить. И, несмотря на травмы войны, у большинства оказалась здоровая психика, более здоровая, чем у нас, живущих обычной мирной жизнью.

В разгромленной Горловке я читала лекцию будущим психологам в институте иностранных языков. Если бы вы видели лица этих студентов! Как будто смотришь старую хронику. Такие чистые! Ректор этого вуза мне призналась: наши ребята не хотят жить обычной для молодежи жизнью. Их невозможно уговорить пойти на свидание или на танцы. Все свободное время они либо у инвалидов, либо у детей-сирот, либо у одиноких стариков.

Только к концу второй командировки на Донбасс я догадалась, в чем дело. У них такая здоровая психика потому, что они живут с ощущением, что поступили как должно. У них совесть чистая! На великодушного, бескорыстного человека, привыкшего жертвовать и отдавать, меньше будут действовать жизненные удары. К сожалению, ни в одном учебнике об этом не написано. Ни по психологии, ни по психиатрии. Я не услышала этого и когда работала в детской психиатричес­кой клинике. А на Донбассе это поняла.

Чистая совесть — главное лекарство от психических повреждений. Я не имею в виду людей, у которых болезнь относится к психиатрии большого круга (психозы, шизофрения, аутизм). Речь идет о пограничных расстройствах — неврозах и психопатиях, которые зависят от атмосферы, в которой живет человек.

С мыслью о благородстве

— Большинство родителей абсолютно серьезно считает, что ребенка наказывать нельзя. С современными детьми уже нельзя как раньше. Якобы это развивает агрессивность и ненависть к родителям. Какая чушь! Меня в детстве пороли. Когда я сама стала матерью, я поблагодарила своих родителей за воспитание. А нам внушили, что воспитывать и любить мы не умеем. Конечно, есть масса особенностей воспитания. В каждой семье они свои. Зависят от характера и возраста ребенка, от условий, в которых он живет, от взглядов и религиозности родителей. Одно дело — впятером жить в крохотной квартире, другое — с одним ребенком в личном особняке. Но есть вещи, которые должны быть при всех разностях. За хорошее поведение ребенка надо поощрять, за плохое — наказывать. На этих двух китах должно держаться воспитание при всех особенностях.

Поощрять и наказывать надо правильно. Нельзя давать шоколад и конфеты как еду. Это должна быть награда за хорошее поведение. Посмотрите, как трудно ребенка радовать сегодня! Дети завалены вкусностями, игрушками. Постарше — модными вещами и гаджетами. Родители награждают деньгами за оценки, за вымытую посуду!.. Нельзя собственному ребенку платить! А когда он плохо себя ведет, совершает дурные поступки, его наказывают. Ничего сложного здесь нет.

Мера наказания зависит от проступка и характера ребенка. На кого-то достаточно посмотреть строго. Но когда ребенок маленький, слова важно подкреплять жестикуляцией, мимикой, потому что малыши, если сильно расшалились, могут не понимать обращенные к ним запретительные слова. У них еще не развита кора головного мозга, которая отвечает за сознание, словесное понимание. Если пять раз сказали «не делай», а он продолжает делать, его надо шлепнуть. Его надо остановить, чтобы он перестал делать опасное для себя или для других!

В народе, хотя ничего и не знали про кору головного мозга, наказывали детей розгами. Подростковой преступности в царской России почти не было. А сейчас, когда запрещается ребенка не только физически наказывать, но и делать замечания (это приравнивается к психологическому насилию), детская преступность очень высока.

Ведь наказание — от слова «наказ». Ребенок по натуре эгоистичен. Если все ему позволять, что он хочет, не вырастет хороший человек! Нельзя хорошего человека воспитать без запретов!

Воспитание не так сложно, как об этом принято сегодня говорить. Главное — самим устоять в норме, человеком стать и ребенку в этом помочь.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.