Начало учебного года — и вновь непростой период в жизни учащихся и их родителей. И связан он не только с повышенными нагрузками и большим объемом информации, который надо детям усвоить. Появляются тревоги в связи с изменениями в учебном процессе: новые предметы, программы. Апробируются новые технологии, все чаще идут разговоры о школе будущего. Вопросы родителей, обеспокоенных темой обучения школьников по новым стандартам, мы адресовали клирику храма Всемилостивейшего Спаса протоиерею Владимиру Гофману.
В наступившем учебном году в некоторых школах появится новый предмет под общим названием «психология», который, кроме непосредственно психологии, совместит в себе ОБЖ и основы сексуального воспитания. Прозападные представители власти уже давно пытаются внедрить уроки секспросвета под разными предлогами. С точки зрения православной этики, должны ли родители разговаривать с детьми на интимные темы, и можно ли этот разговор перепоручать школе?
— Хотим мы этого или нет, но если в школе предусмотрены программой такие уроки, они будут проводиться. Как это будет делаться, мне неизвестно. Известно другое: детей прошлых поколений никто не воспитывал в сексуальных вопросах. Но нельзя сказать, что воспитания не было вообще. Воспитывали большие семьи, малое число разводов, народная мораль. Подростки знали, пусть не всегда следуя этому знанию, что добрачное целомудрие — это хорошо, что разводиться нельзя, что сделать аборт — значит убить младенца. Исходя из этого есть точка зрения, что специальное сексуальное воспитание не требуется, оно вызовет только нездоровый интерес к теме. Но эти аргументы легко разрушаются — кино, телевидение, интернет, улица, интереса к теме предостаточно. Другая точка зрения и, я думаю, более жизненная — с подростками о сексе говорить нужно, но не в виде голой информации. Главное — отношение говорящего к проблеме. Не просто научить безопасности, но донести до молодежи духовный смысл брака. Это далеко не просто, как кажется. Значит, все будет зависеть от учителя, его нравственного императива.
Что же нужно донести до подростка? Подробно говорит об этом документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт 2:24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении…»
Надеюсь, учителя, которые будут вести уроки сексуального воспитания, познакомятся с этим документом. Это не помешало бы и родителям. Не стоит ориентироваться на Запад, у нас есть свои методы воспитания, ничем не уступающие западным. «Основы социальной концепции…» — хорошее подспорье в этом деле.
Минкультуры и Минпросвещения России запустило с этого года новую программу «Культурные нормативы школьников», которая должна предложить новый формат культурного просвещения школьников и ввести нормативы посещения учреждений культуры? Как вы думаете, может ли такая программа стать адекватным ответом на отсутствие идеологии в школьном воспитании и помочь в формировании духовно развитой личности?
— Не знаю деталей этой программы, но мне кажется, что предусмотренные в ней посещения учреждений культуры могут, и весьма активно, помогать в формировании духовно развитой личности. Если это будут музеи, выставки, концертные залы. Подросток не всегда может посещать эти заведения самостоятельно. Да и интерес у него пока что не развит. Но, как всегда и везде, многое зависит от личности учителя. Или он поспособствует любви к искусству и культуре, или навсегда отобьет интерес к ним. Ведь то же самое происходит с посещением богослужений. Положительный или отрицательный результат — в руках того человека, который ведет ребенка в Церковь. К Богу или от Него? «Педагог» с греческого дословно переводится как «ведущий ребенка», детоводитель.
Накануне 1 сентября в храмах огромное количество детей. Их приводят родители исповедоваться и причаститься перед началом учебного года, причем для многих такое событие — разовое. Хорошо это или не очень?
— Здесь однозначного ответа быть не может. Разные дети, разные родители, разные священники, встречающие детей в храме. Для воцерковленных людей тут ничего необычного нет, разве что народу в храме много. Регулярное причастие, осознанное — привычное дело. Исповедались, помолились, причастились Святых Таин — и с Божией помощью за учебу! А остальные? И они не однородная масса. Кто-то ищет для себя и для детей дорогу к Богу. А кто-то пришел, потому что «хуже не станет», или «раз причастился, Бог будет помогать». Не будет. «Разовое» причастие без понимания, что это и зачем, никакой пользы не принесет. Родителям нужно воцерковляться, постепенно объяснять детям, что происходит в Доме, где живет Боженька. Молиться дома и жить по христианским заповедям. Лучше личного примера еще ничего не придумано. Тогда будет результат и польза.
Не все верующие родители торопятся отдать своих детей в православные гимназии. Как вы считаете, они правы? Могут ли быть случаи, когда ребенку полезнее учиться в светской общеобразовательной школе?
— Торопиться в этом случае уж точно не надо. Если родители ребенка православные, если они воцерковлены и свое чадо хотят видеть таким же, то им прямая дорожка в православную гимназию. Там есть духовный наставник, молитва перед началом занятий. И, конечно, более углубленное знакомство с Законом Божиим, а также с древними языками: латынью, древнегреческим, церковнославянским — при всех остальных общеобразовательных предметах. Но если у ребенка есть склонность к точным наукам или каким-либо другим, если родители далеки от церкви, то ему, безусловно, лучше пойти учиться в светскую общеобразовательную школу, лицей, гимназию — по роду его способностей и желания.
Как донести до зависимых от гаджетов детей, что попытка уйти в виртуальную реальность сродни духовному самоубийству? Недавно даже девочка-подросток из Павлова покончила с собой, после того как мать отняла у нее смартфон.
— Если бы кто-то знал, как избавиться от зависимости, ее давно бы уже не было. Конечно же, есть способы борьбы с ней, они всегда индивидуальны. Об этом лучше знают психологи и психиатры. У Церкви тоже есть свои методы — пост, молитва. Но они действенны тогда, когда человек осознает свою зависимость, желает от нее избавиться и верит, что Господь ему поможет. А как быть с подростком, у которого и воля еще не сформировалась, который и не понимает, и не хочет понимать опасность виртуальной реальности? Многое зависит от родителей и от окружения, конечно. Если все вокруг «живут» в смартфонах, кто же поверит, что это опасно? Авторитетом для подростка сегодня являются, к сожалению, не родители, не педагоги, а его друзья. Друзья же, как и он сам, все зависят от гаджетов, а если кто-то не зависит, то он в их глазах «ненормальный». Кому хочется выглядеть белой вороной? Любая зависимость — грех. Но это еще нужно осознать. А для неверующего человека и понятие греха отсутствует.
А уж что касается гаджетов и зависимости от них, так такую беду не всякий признает. И входит беда эта в любой дом — неверующие там живут, или воцерковленные, к взрослым и детям, без разницы. Думаю, пока еще не придумано средство борьбы с этой зависимостью. Слова наши бесполезны, слишком уж магнит притягателен. Особенно для детей. Апостол Павел пишет жителям Коринфа: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12). Вот нам всем и назидание.
Беседовала Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.