«Ряса плоха, а душа-то еще плоше!» — говаривала настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Дорофея еще в XIX веке. Она не позволяла сестрам носить шерстяных и люстриновых ряс — все одеяние было простое, коленкоровое. С ревностию матушка относилась к исполнению монашеских обетов в обители, и касалась это не только одеяний. И в наши дни не оскудевает монастырь стремлением к духовной жизни, чтобы «души плоше» не становились. Да и рясы хороши. Ведь шьют их сестры, как и монашеское одеяние, своими руками.
Неслучайные детали
Место, где располагается Крестовоздвиженский монастырь, когда-то было городской окраиной. Шло время, рос Нижний Новгород, и возрожденная после закрытия в советские годы обитель сегодня оказалась в центре кипучей жизни мегаполиса. Тем удивительнее тишина, которая царит в швейной мастерской. Здесь, как во всей обители, атмосфера молитвенной сосредоточенности.
— Священническое и монашеское одеяния имеют большое символическое значение. Даже внешне они отличают человека от других. В облачении священники совершают богослужения, и поэтому просто необходимо подходить к их пошиву с трепетом и любовью. Здесь нет ни одной случайной детали. Понимаешь, что шьешь во славу Господа, — говорит старшая по швейному послушанию матушка Силуана.
У нее в руках отрез синтетического войлока. Плотный кусок ткани оказывается невероятно жестким на ощупь. Благодаря этому свойству ткань отлично подходит для пошива фелони — наружной части одеяния священника, которую мы можем увидеть на нем во время богослужений. Наличие приподнятого оплечья, которое, если смотреть со спины, напоминает щит, — характерная деталь именно русской фелони. В обиходе ее называют ризой, а под нее батюшки надевают рясу и подрясник.
Монашеское одеяние состоит из хитона, подрясника и рясы. Камилавку, клобук и скуфью носят и женщины, и мужчины, давшие обеты. Матушки под головные уборы надевают еще апостольники — платки с вырезом для лица. В Крестовоздвиженском монастыре сестры шьют «для себя», многие детали одеяний изготавливая вручную. Так сложилось исторически, что немалая часть насельниц несет послушание швей, приобретая навыки уже в обители. Их главная наставница — настоятельница Крестовоздвиженской обители игумения Филарета (Гажу) проходила обучение в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
— Очень люблю рукоделие, — признается матушка. — Это занятие, которое нельзя выполнять механически, оно требует и внимания, и терпения, и приложения умственных сил. Воодушевляет, когда можешь создать красивое изделие своими руками. Ведь это одно из проявлений красоты мира, который дан нам Господом.
Возрождая традиции
Соседнюю со швейной мастерской комнату украшают вышитые изображения: Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом, батюшка Серафим, преподобномученица Анна (Ежова) — насельница Кретовоздвиженского монастыря, расстрелянная в годы советской власти. Слышится равномерный шум — работает строчевышивальная машина. Сестры могут сделать эскиз на компьютере, и затем готовый файл загружается в программу машины. Сначала делается несколько пробников, чтобы понять, верно ли выбранное цветовое решение или следует заменить какие-то нити.
— До революции сестры нашей обители славились своим золотошвейным мастерством: вышивали иконы, ризы, плащаницы. Сейчас перед нами стоит задача возродить эту традицию, — рассказывает инокиня Фотина. — Когда-то игумения Вера даже преподнесла вышитые ею иконы императору Николаю I. А в 1851 году членам императорской фамилии монастырь преподнес пелены.
Вышивают сестры и вручную. Сегодня киоты и алтарь собора в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня украшены лентами, которые изготовили сестры. В Скорбященском храме находится вышитая ими Плащаница Пресвятой Богородицы. Сестры плетут четки, которые называют «мечом духовным» — не просто для отсчета молитв и поклонов, но и для постоянного напоминания о непрестанном служении Богу.
Жизнь обители в центре большого города непроста, но и сегодня здесь чтут завет прошлого, данный всем, кто решил посвятить жизнь монашескому служению: «труд в руках, молитва в устах, богомыслие в уме и любовь в сердце».
О чем расскажет цвет
Основные цвета, определенные каноном для церковных облачений, усвоить нетрудно. Достаточно представить себе радугу или вспомнить заученное с детства «Каждый охотник желает знать…» Дополняют цветовую гамму белый и черный. К этому знанию прилагается глубокое осмысление символики цвета, указания на которую можно найти в трудах отцов Православной Церкви, деяниях Вселенских и Поместных соборов.
Толкование цветов в контексте иконы, росписи, орнамента может нести разную смысловую нагрузку. Например, три цвета: красный, желтый и голубой — олицетворяют Присносущную Животворящую Троицу: красный символизирует представления о Боге Отце, золотой — о Боге Сыне, голубой — о Боге Духе Святом. В старину иконописцы именно путем их смешивания получали остальные краски спектра.
По традиции цвета священнических одеяний соответствуют особо чтимым датам православного календаря. В ризы золотого или желтого цветов священники облачаются в дни памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Голубой цвет считается богородичным. В фиолетовых служат в дни особой памяти Креста Господня. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа празднуются в зеленых облачениях, как и дни памяти преподобных. В дни Великого поста священники одеты в черные облачения, что подчеркивает строгость этих недель. Одежды белого цвета, символизирующего свет, воссиявший из Гроба Спасителя, принято носить в Великую Субботу, на Преображение Господне, Богоявление, Вознесение, Рождество, Крещение, а также при таинстве Крещения и во время заупокойной службы. С белого колора начинается и Пасхальная утреня, после чего ризы меняются на красные, что подчеркивает исключительность Праздника праздников.
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.