После многолетнего периода безбожия в СССР было утеряно то, что для наших прадедушек и прабабушек было естественным, впитывалось с детства, — правила поведения в обществе, учтивости, дозволенности. Восприятие священника среди людей было нормальным и естественным, в общении с ним соблюдались нормы поведения, которые не вызывали вопросов. Сегодня утраченное по крупицам восстанавливается. Уже три десятилетия люди безбоязненно приходят в храмы. Однако отношения «священник — мирянин» по-прежнему вызывают недоумение из-за незнания правил поведения между членами Церкви.
Нередко при встрече со священником люди смущаются, не зная, как к нему обратиться. Кто-то по привычке протягивает руку, чтобы поздороваться или попрощаться, и священник «по-мирски» жмет эту руку, а ее еще и потряхивают, видимо, в знак особого расположения к батюшке. Особенно трудно тем, кто видит в церковнослужителе еще недавно мирского человека, возможно, того, с кем учился в школе или служил в армии. Смущение при встрече могут испытать не только миряне, не знающие правил церковного этикета, но и само духовенство, не уверенное в том, знают ли эти правила миряне.
Уйти от лицемерия
Начнем с того, что лежит в основе любой вежливости — с нравственных принципов. В курсе «Православного нравственного богословия» архимандрита Платона говорится, что «основной принцип отношения человека к собственному бытию — честь (указывающая, что есть человек), при этом нормой является целомудрие (индивидуальная неприкосновенность и внутренняя целостность) и благородство (высокая степень нравственной и интеллектуальной сформированности.) Основной принцип отношения человека к ближнему — честность. При этом нормой являются правдивость и искренность».
Может, кому-то и было бы достаточно этой искренности, «безо всяких реверансов», но именно миряне интересуются тем, как же правильно вести себя при встрече и расставании с батюшкой, как поступить, если он не один, а в кругу других священников, если священники стоят рядом с епископом? И с чего бы это целовать им руки? Еще вчера, мол, на одном потоке учились. Или он «пацан зеленый», а я, ветеран труда, кланяться ему должен? Много разных вопросов беспокоит людей.
Во взаимоотношениях членов Церкви можно наметить два вектора: вертикальный и горизонтальный. Вертикальный означает устремление от земли к небу, благочестие, отношения человека и Бога. Апостол Павел призывает: «упражняй себя в благочестии» (1 Тим 4:7). Горизонтальный вектор указывает непосредственно на отношения между людьми, к которым относится и церковный этикет. Так вот в основе последнего лежит мысль о том, что если ты не любишь человека, то невозможно и возвыситься к Богу. Равно как и отсутствие любви к Богу не воспламенит сердце человека в любви к ближнему.
Следовательно, говорить о церковном этикете можно в том случае, если отношения между верующими людьми регулируются духовными основаниями. В противном случае это будет только манерничанье. Такая система координат: человек и Бог, человек и человек — позволяет уйти от лицемерия и ханжества, которые могут проявиться в отношениях с людьми, не вызывающими у нас расположения, и перевести нас в плоскость истинного смирения и терпения. Приобретая опыт, человеку легче исполнять внешнее послушание любви без соответствующих чувств любви. Опытные люди говорят, что тогда и приходит, по благодати, истинная любовь. При этом, считая всех одинаково выше себя, приходится молчаливо переносить немало трудных для личной гордости минут.
В отличие от этикета светского, правила поведения в общении между церковными людьми, базирующиеся на благочестии, то есть человеко-Божеских отношениях, могут способствовать очищению души и преобразованию сердца силой Божией благодати. Исходя из этого понятно, что церковный этикет — это не только свод поведенческих правил, но и путь восхождения на пути покаяния, в итоге приводящего нас ко Христу.
Все ли церковно-служители — «отцы»
Входя в общение друг с другом в Церкви, мы соблюдаем правила с условием учета трех степеней священства: диакон, священник, епископ. При изобилии разнообразных правил церковного этикета обозначим, для примера, некоторые из них.
Итак, по установившемуся обычаю в Православной Церкви принята следующая форма обращения к духовенству: к Патриарху — Ваше Святейшество (Святейший Владыко); ко всем архиереям — Владыко; к митрополиту и архиепископу — Ваше Высокопреосвященство (Высокопреосвященнейший Владыко); к епископу — Ваше Преосвященство (Преосвященнейший Владыко); ко всем священникам — батюшка, отец (имярек), отче; в письменном обращении к иерею — Ваше преподобие, к протоиерею — Ваше высокопреподобие. К архимандриту, игумену принято обращаться — отец наместник или отец настоятель, к диаконам — отец диакон (протодиакон), просто — отец (имярек). Привычно и естественно звучит обращение к священнику или диакону «отец». Но если к диакону допустимо обратиться «отец диакон», то обращение к священнику «отец» без упоминания имени будет звучать фамильярно. Независимо от формы общения со священнослужителем (очно или по телефону) сначала стоит взять благословение словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имярек), благословите» — и потом уже начинать разговор.
Если встреча со священником произошла на улице, в транспорте, в общественном месте, магазине и т.п., даже если он в гражданской одежде, можно подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. А что если у самого заняты ношей руки и взять благословение как должно не получится? Тогда достаточно ограничиться легким поклоном. При прощании, как и при встрече, после разговора вновь испрашивают благословение: «Простите, батюшка, и благословите».
Приглашая знакомого священника для исполнения треб, можно сделать это по телефону и после благословения лаконично сообщить цель звонка. Не станем подробно рассматривать все возможные ситуации. Для этого лучше приобрести литературу по церковному этикету и изучить ее.
Легко запомнить, что священника вместо привычного «Здрасте» принято приветствовать словами «Батюшка, благословите». Можно ловко и правильно научиться складывать руки лодочкой, правую на левую, и прикладываться с лобзанием к деснице, но если мы не будем чувствовать в окружающих нас ближних, не только в священниках, родных во Христе и располагаться к ним с благожелательностью, то правила этикета так и останутся просто исполненными правилами.
Протоиерей Сергий Муратов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.