Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > Как бы так жениться, чтоб не разводиться
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (157) 16:34, 18 января 2019

Как бы так жениться, чтоб не разводиться

Произношу это слово, и мурашки бегут по спине. Развод… У меня оно ассоциируется со словом «смерть». Да-да, именно смерть, потому что это конец земного бытия и в земной перспективе, для родственников усопшего, смерть — тяжелое и болезненное испытание. Слезы, боль, страдание, ужас и кошмар. Все мы желаем, чтобы наши близкие жили как можно дольше. То же и с разводом: ужас и страх, боль и страдание. Развод делает несчастными всех, разрушая в большей или меньшей степени каждую жизнь.

Фундамент Большого Чувства

Чем руководствуется человек, когда решает создать семью? Вы скажете, и так понятно — любовью. О ней нам твердят с утра до вечера с экранов телевизоров, о ней говорят по радио, пишут газеты и журналы. Люди рассуждают о тайне любви: она то появляется, то исчезает, и никто не может сказать, почему это происходит. «Разлюбил», — объясняет мужчина, оставляя жену с несколькими детьми и уходя к другой. «Прости, я люб­лю другого», — с грустью в голосе произносит девушка, расставаясь со своим молодым человеком.

Современные средства массовой информации дали такой толчок развитию этой темы, что, кажется, весь мир только и твердит об этом. Но почему-то ненавис­ти и жестокости все больше, а милосердие становится практически рудиментом общественного сознания… Где же она, эта вожделенная любовь? А, может быть, мы путаем ее с чем-то другим, доверяя только своим чувствам?

Наши чувства, как и сама человеческая природа, повреждены грехом. Он поражает человека в целом, как поражает радиация. Мы страстные, мы пропитаны грехом и пороком. Поэтому и говорит пророк Давид: «всяк человек — ложь» (Пс 115:2). Почему? Святые отцы называли диавола «обезьяной Бога» из-за отсутствия важного объединяющего нас с Богом качества — способности к творчеству. Не умея творить, он лишь подражает Богу — обезьянничает, искажая все вокруг, в том числе и наши чувства, и наше отношение к противоположному полу. В период влюбленности, когда активизируются гормоны, он с легкостью направляет человека на построение взаимо­отношений с любимым через призму своего «я».

Мы часто слышим: «Я без него не могу, он мне нужен», «Я умру без тебя, мне без тебя плохо». Человек воспринимает Другого как часть своей жизни, пусть даже и очень важную часть. Любовь же противоположна всему этому. Любовь — это жертвенность, умение уйти в сторону, взгляд на мир глазами другого, способность даже умереть за него. Говорю о высоких материях — и предвижу возражение: «Да такого не бывает!» Вот, наверное, из-за такой уверенности наша страна и вышла на одно из первых мест по количеству разводов.

Заботиться о сохранности своей семьи нужно уже тогда, когда ты только начинаешь строить отношения, и смотреть на противоположный пол глазами веры, а не глазами страсти. Подобное стремится к подобному: какие качества важны для тебя самого, такие ты и будешь искать в ином человеке. И если внешние данные девушки или карман молодого человека были для тебя важнее, стоит ли рассчитывать на крепкий фундамент своего счастья?

Лично по моим наблюдениям, счастливые браки закладываются в… воскресной школе, где мальчиков и девочек учат умению разбираться в людях. Ты можешь дружить и общаться с кем хочешь, но подумай, готов ли ты пройти рядом с этим человеком всю жизнь? Готов ли терпеть его каждый день, в различных его состояниях, а не только доброго и веселого, каким он предстает в компании друзей? При таком подходе выбор сразу сужается, а перспективы семейного счастья растут.

Чаша терпения

Выбор сделан, семья создана, а дальше начинается самое тяжелое — повседневность! Оказывается, что самое главное в семье — это… терпение! Умение прощать, закрывать глаза на слабости человека, не реагировать на каждое обидное слово. Что же в действительности? Мы не воспринимаем свою семью как крест, который необходимо нести до конца жизни, не всматриваемся в себя глубоко и не ищем своей вины в семейных конфликтах.

Но бывает ведь и так, что терпение угрожает жизни и духовному здоровью членов семьи…

Так есть ли предел терпения в семье? Возможен ли развод как допустимое «меньшее зло»? Максимальную планку терпения устанавливает глубина нашей души и способность к самопожертвованию, а минимальную установил Господь, сказав, что «нет причин для развода, кроме греха прелюбодеяния».

Однако Церковь Христова, существуя во времени и водимая Духом Святым, внесла ряд причин для расторжения брака, так сказать, современных, исходя из изменившихся социальных реалий. Например, хронический алкоголизм, наркомания, игромания и прочее зло, которое не поражало общество во времена евангельского благовестия Спасителя так, как поражает сейчас. Как относиться к подобным коррективам? Как к попытке исправить Евангелие? Конечно же, нет!

Касаясь вопроса брачной дисциплины, Спаситель говорил Своим современникам о том, что можно было понять и осмыслить. Удивительно звучали бы Его слова, мол, сейчас нет причин для развода, кроме греха прелюбодеяния, но наступит время, и появится наркомания, вот тогда можете разводиться и по этой причине… Предвидя исторические и социальные изменения, ради водительства людей ко спасению Христос утвердил Свою Церковь, даровав ей Духа Святого и сказав: «Дух Святой научит вас всему» (см. Ин 14:26). Вот почему Церковь имеет власть — именно так, по словам Спасителя: «се даю вам власть вязать и решить» (Мф 18:18) — применять Евангелие к конкретным ситуациям.

Вот почему как реакция на вызовы современной эпохи в Социальной концепции Русской Православной Церкви появился ряд дополнений, разрешающих верным чадам Церкви разводиться и вступать в новый брак. Тем самым Церковь как бы говорит нам: «Ты, конечно, можешь развестись, и никто тебя за это не осудит, но если ты способен терпеть, то лучше понеси этот крест».

Жизнь — сложная вещь, и Бог не дает нам простых ответов. Он дает нам путь. Этот путь — Его Церковь. Человек, вступивший на него, начинает видеть вещи более ясно: благодать озаряет его жизнь, и многие семейные проблемы разрешаются уже в зачатке. Сделав выбор, создав семью, тоже важно не свернуть с пути. У нас нет гарантий, что мы дойдем, тем более, нам совсем не будет легко, но с Богом наши шансы пройти сквозь бурю и не потерпеть крушение несколько выше, чем у тех, кто пытается плыть вне великого корабля — Церкви Христовой.

Священник Димитрий Боголюбов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.