Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Как овец среди волков
«Ведомости Нижегородской митрополии» №6 (228) 18:17, 31 марта 2022

Как овец среди волков

Наставление апостолов на проповедь: основы крестоношения

Евангельское повествование апостола Матфея подводит нас к тому моменту, когда Господь Иисус Христос в период Своего хождения по Галилеи, видя толпы народа, жаждущие исцеления и слова Божия, «говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9:37–38). Эти слова Спасителя являются переходом  к изложенным в 10-й главе Евангелия от Матфея наставлениям апостолов перед их посланием на проповедь.

Духовное состояние еврейского народа было удручающим: истинное спасительное учение Божие, содержащееся в священных книгах, было искажено человеческой «мудростью» книжников и законников. Они не могли быть учителями народа, которого Христос сравнивает с овцами, не имеющими пастуха. Этот образ мы находим еще в Ветхом Завете, в 34‑й главе Книги пророка Иезе­кииля. В другом образе народ представлен в виде жатвы. Если хлеб оставить на полях, он пропадет, и его нужно спешно собирать, чтобы сохранить. Так же и люди без проповеди Евангелия могут погибнуть.

Время от избрания апостолов до послания их на первую проповедь было для них подготовкой к этому важному служению. В этот период Господь произнес Нагорную проповедь, в приточной форме учил о Царствии Божием, совершил великие чудеса, среди которых два воскрешения: сына вдовы Наинской и дочери Иаира. Апостолы должны были воочию убедиться, что их Учитель — Владыка жизни и смерти, Повелитель стихий, милующий Врач, Он Тот, Кому повинуются легионы бесов, Тот, против муд­рости Которого бессильны все ухищрения лукавых фарисеев и книжников.

К кому и зачем

Первая проповедь апостолов еще при жизни Учителя должна была подготовить их к великим миссионерским трудам, которые ожидали их после Вознесения Спасителя. Господь посылает их по двое в различные области Иудейской земли и дает им «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф 10:1).

Послание апостолов по двое связано с Законом Моисеевым, согласно которому для утверждения истины необходимо было два свидетеля. Но прежде чем они отправились в путь, Христос преподал им ряд наставлений: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 10:5–6).

Обращение проповеди апостолов только к иудеям объясняется не тем, что язычники были недостойны ее, но прежде всего тем, что иудеи, которым были даны обетования и пророчества, должны были услышать ее прежде других. Возможно, и сами апостолы не были готовы к проповеди язычникам. Дух Святой, наставляющий на всякую истину, еще не сошел на них. Учение Спасителя не было тайным, не предназначалось лишь для избранных и посвященных: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф 10:26–27).

Проповедь обращена по­тен­циаль­но ко всем, но не все готовы и достойны ее принять. «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему» (Мф 10:11–12). Это обычное еврейское приветствие. Но пожелание мира не означало еще действительного его дарования. Этот мир войдет в тот дом, где апостолов радушно встретят и примут, но там, где им не окажут гостеприимства,не стоит оставаться: «Выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф 10:14).

Евреи всегда опасались оскверниться от общения с язычниками и думали, что нечиста даже земля, по которой язычники ходят, поэтому они считали необходимым отрясать прах языческой земли от ног своих, чтобы очиститься от осквернения. Христос, посылая апостолов только к евреям, давал им совет поступать с непринявшими их евреями так, как евреи поступают с язычниками, чтобы этим показать, что такие евреи хуже язычников. «Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф 10:15).

«Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф 10:7–8) — таковы задачи проповеди. По словам блаженного Иеронима, «Христос дал апостолам власть исцелять больных, очищать прокаженных и изгонять бесов с целью доказать величие обетований величием чудес». Подобно Хрис­ту, апостолы должны были творить чудеса не из корысти, а по любви, не требуя от них ничего, как получившие благодать даром. Но это не означает, что они должны отвергать всякую благодарность: «трудящийся достоин пропитания» (Мф 10:10).

Господь говорит о воздаянии свыше тем, кто будет радушно принимать апостолов Христовых: «Кто принимает вас, принимает Меня…» (Мф 10:40).

Навстречу гонениям

Христос не скрывал от апостолов предстоящих испытаний: «Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф 10:16). Поэтому мудрость и кротость — качества, необходимые всем проповедникам Его учения: «Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф 10:16).

«Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф 10:17–18) — эти слова уже о проповеди после Вознесения.

В словах: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф 10:23) — речь идет не о Втором славном пришествии, а об открытии Царства Христова, которое совершилось после Его Воскресения и ниспослания Святого Духа на апостолов. Этим Господь хочет утешить Своих учеников, которым предстоят бедствия, ибо когда откроется Его Царство, они облекутся «силою свыше», против которой враги будут бессильны.

Подготовил иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.