В каждодневном и ежечасном сражении православного человека с суетным миром, диктующим свои правила и условия, в борьбе за счастливую судьбу постоянно просвечивает тонкая грань между подлинными формами религиозной жизни и их искаженными вариантами. Неужели нельзя? Правда ли, что..? Как это понимать? На различные вопросы духовной жизни отвечает иерей Димитрий Ершов, настоятель храма в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных города Нижнего Новгорода.
Говорят, что мера поста для каждого — своя, но ее нужно обсудить с духовником. А что мне делать, если у меня нет постоянного духовника, который бы меня знал?
— Подобный вопрос был задан старцу Паисию Афонскому. Он сказал, что все священники являются духовниками, в силу пребывающей на них Божественной благодати, и, когда они читают разрешительную молитву, Бог все прощает. Действительно, при рукоположении каждому священнику дается право принимать исповедь и давать наставление людям, обращающимся к ним за советом. При этом священники, сознавая свое несовершенство, конечно, не должны дерзновенно брать на себя права и обязанности святых старцев. Наставничество священника заключается в том, чтобы точно излагать людям вероучение Церкви. Поэтому начните ходить в храм, с кем-нибудь из священников у вас сложатся отношения, он и станет вашим наставником.
Мне противопоказано растительное масло, предписана белковая диета. Как мне поститься?
— Пост — не диета. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и прочего. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно — постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. «Нормальный», биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает излишне крепкое физическое благополучие человека, которое святые отцы называют «плотское возбешение», и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение.
Что бы ни говорили, а некоторые народные целители действительно помогают людям избавиться от болезней и несчастий. Я знаю одну бабушку, она ходит в храм, лечит молитвами, святой водой, денег не берет, рекламу не дает. Церковь все равно против таких?
— Православная Церковь не благословляет обращаться к целителям, знахарям, гадалкам, экстрасенсам. Эти люди не имеют никакого отношения к Церкви, хотя зачастую прикрываются ее именем.
Слишком часто избавления от бед мы ищем не у Бога, а у целителей. Отчаявшийся человек становится доверчивым, как ребенок, а целитель укрепляется, когда, установив «факт порчи» или «сглаза», рекомендует пойти не в секту сатанистов (наверняка, это остановило бы многих), а в ближайший храм, чтобы приобрести там все необходимое для «лечения»: свечи, ладан, святую воду. Все эти предметы церковного обихода понадобятся для «курса лечения», который будет проведен для «исправления судьбы» и «обретения утраченного счастья». Таким образом, человек убеждает себя, что целительница лечит с Божией помощью.
Почему же Церковь считает, что ясновидящие, хранящие «древние традиции православного целительства», лечащие «православными молитвами» при помощи святой воды, ладана, свечей, икон из православного храма, творят беззаконие и нарушают закон Божий? Оказывается, наличие у целителя предметов церковного обихода вовсе не является свидетельством того, что человек служит Богу и имеет отношение к Православной Церкви. Наоборот, с подобной практикой Церковь борется на протяжении всей истории своего существования.
Молитва — это общение с Богом. Но слова молитвы — это не какая-то чудодейственная формула. Самая «правильная» молитва бессмысленна, если человек, читающий ее, не верит Богу и не живет по Его заповедям, не исправляет свою жизнь и не участвует в церковных таинствах.
Кроме того, «молитвы», которыми лечат «целители», обычно совсем не те или не совсем те, которые мы можем найти в православном молитвослове. Пользуясь неграмотностью, незнанием веры, целители и проводят свою методику воздействия на организм человека. И люди, по наивности и невежеству решившиеся «снять порчу» у «православного целителя», оказываются в рабстве тех же сил, от которых хотели избавиться.
Дело в том, что православные молитвы колдуны читают не так, как положено. Они превращают молитву в заговор, в некую магическую формулу. Подобная «молитвенная практика» не может принести ничего, кроме вреда.
Без деятельной любви к Богу невозможно получить никакой пользы от молитвы (то же можно сказать о ношении колечка «Спаси и сохрани», пояса «Живый в помощи» и т. п.). Если молитва воспринимается как магическая формула, это может обернуться трагедией для человека, не пожелавшего обратиться за советом к православному священнику, но решившему искать помощи «на стороне» — у «православных целителей».
Что можно просить у Бога в молитвах? Только спасения души или можно говорить о мелких бытовых вещах? Есть мнение, что мелкие просьбы оскорбляют величие Божие.
— Преподобный Исаак Сирин в VII веке писал: «Просящий ничтожного у Царя честь его унижает. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без прошения нашего, по Своему промышлению, что дает не только Своим и возлюбленным, но и чуждым познания Его».
Что такое «количественный пост»? Я слышала, что даже постные продукты нужно употреблять в меру, не до сытости. Так ли это?
— «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Эту грань аскетического опыта проясняет известный духовный писатель русского зарубежья ХХ века священник Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу».
Мне фатально не везет в жизни. Посоветовали еще раз креститься и сменить имя, но верующие друзья говорят, что крестят только раз в жизни. Можно ли хотя бы имя сменить?
— Согласно вероучению Православной Церкви, крещение — это одно из семи церковных таинств, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа — умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым для жизни вечной. Само по себе повторное крещение невозможно. Ведь это духовное рождение, а оно, как и физическое, может быть только одно. Оно необходимо человеку для спасения, ибо «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3:5). Христос ясно говорит в Евангелии: «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16).
Спаситель говорит о вере в Бога. Иного значения этот евангельский отрывок не имеет и не может иметь. Ведь, отправляя апостолов на проповедь, Христос учит их: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:19–20). Таким образом, на основании слов Самого Спасителя, необходимым условием для принятия крещения является вера в Троицу, а вовсе не оккультная вера в крещение как в решение всех проблем. Крещение вовсе не решает житейские и финансовые проблемы и не является «орудием» для снятия порчи. Не смена имени поможет поменять жизнь к лучшему, а открытая дверь во все таинства, через крещение, помогут вам преодолеть житейскую бурю.
Подготовил Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.