— Честно говоря, я не очень представляю, как с вами обсуждать такую сложную тему, — начала я разговор. Сидевшие передо мной гимназисты-пятиклассники снисходительно улыбнулись. — Но мы все-таки попробуем, потому что вам очень нужно знать об этом.
Сохранить память
Время революционных потрясений — сложное и запутанное. Одним словом, лихолетье. Даже нам, взрослым, трудно до конца разобраться в нем, осмыслить все его безумие, его жертвы и его героев. Особенно героев. Ведь такие времена пополнили ряды нашей Церкви тысячами мучеников. И хотя их прославление началось больше двадцати лет назад, дело это по-прежнему в самом начале. У многих новомучеников нет канонических жизнеописаний, не составлены службы, не написаны иконы и, как следствие, нет их широкого почитания. Это очень большой пробел, поскольку за последние 20 лет Русская Православная Церковь канонизировала более тысячи новомучеников и исповедников Российских.
И это лишь вершина айсберга. Каждый день исследований прибавляет к скорбному списку новые и новые имена кандидатов на канонизацию. Сбор информации о пострадавших за веру в годы гонений — огромный, кропотливый труд. Сколько имен и судеб еще предстоит раскрыть! Их хватит и на наш век, и на век наших потомков — тех самых ребят, которым сегодня 10–15 лет. Другой вопрос: будет ли у них желание узнавать? Не останется ли для них подвиг тысяч и тысяч наших соотечественников чем-то далеким и неактуальным?
Наша задача — сделать так, чтобы этого не произошло. Именно поэтому в рамках проекта «Чьими молитвами живы: вернуть память святых земляков», ставшего победителем грантового конкурса «Православная инициатива», сотрудники «Ведомостей Нижегородской митрополии» не только подготовили серию материалов о Нижегородских новомучениках, но и запланировали тематические занятия в школах.
6 октября урок-презентация, посвященный памяти новомучеников, состоялся в Нижегородской православной гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского. Слушателями стали ученики третьего, четвертого и пятого классов.
— Чтобы разобраться, почему годы революции обернулись таким множеством святых мучеников за Христа, надо понимать, какое страшное и непонятное это было время. Давайте попробуем на несколько минут окунуться в него, попытаемся почувствовать ту атмосферу.
Лучшее свидетельство времени — сохранившиеся фотографии. Перед глазами детей пробегает вереница фотофактов. Вот рушат храмы. Вот рабочие под вывеской «Металлолом» разламывают храмовую утварь. Готовятся к переплавке разбитые колокола. Группа людей позирует рядом с опрокинутой ракой, вокруг которой разбросаны святые мощи. Вот обличительная надпись на школьной доске: список учеников, которые посещали храм на Пасху…
— Почему они так ненавидели Церковь? — спрашивает один, но весь класс согласно кивает: всех интересует ответ.
— Революция — это всегда резкая смена всего уклада жизни. То, что вчера было основой жизни людей, сегодня объявляется вне закона. Мне кажется, Церковь затрагивала слишком много сторон и русской жизни, и русской души. Именно поэтому от нее попытались отделаться в первую очередь.
— Страшно… — выдохнула девочка с передней парты.
— Страшно, — согласилась я. — И если бы мы говорили только о бессмысленных жертвах того времени, это оказалась бы такая безнадежная история, что рассказывать о ней детям было бы нельзя. Но мы с вами сегодня будем говорить в первую очередь о большой Любви. И верности, которая оказалась сильнее всего окружающего зла.
И свет во тьме светит
— Если мы зажжем свечу в залитой солнцем комнате — мы не заметим ее света. Но стоит нам оказаться в темноте — одна горящая свечка поможет разогнать мрак. Так и в темные времена: каждый светлый поступок не остается незамеченным. Он становится мостиком в вечность…
…Мы говорили с детьми о людях, которые даже под страхом смерти не отказывались от Христа. О тех, кому право на молитву, на общение с Богом было важнее права на жизнь. Рассматривали фотографии вещей, сохранившихся с той поры: вот лагерная роба, на подкладе которой написаны тексты псалмов, тетрадки с переписанными от руки церковными службами, бедное священническое облачение, сшитое буквально из подручных материалов, иконы, тайно сохраненные после разрушения храмов.
— У моей бабушки тоже хранилась икона, ее спрятали, когда храм разрушали. Мы потом отдавали ее реставрировать, — это ребята начинают делиться своим опытом.
Особенно долго мы рассматриваем фотографию из музея Нижегородской епархии. На ней крохотный, почти «карманный» престол с антиминсом не больше носового платка. Благодаря им литургию можно было совершать в лесу, на пенечке.
— Многие из репрессированных священнослужителей даже в ссылках не оставляли своего служения. И это великий подвиг.
— Подвиг, — соглашаются дети.
— Я все равно не понимаю, — не выдерживает смышленый четвероклассник. — Почему погубили столько людей? Ведь любому государству нужны рабочие руки!
— Мне кажется, причина — страх.
—Я думаю, революционеры боялись, что их тоже свергнут. Вот и избавлялись от тех, кто мог быть ими недоволен, — предполагает одиннадцатилетний гимназист в очках. — А так они чувствовали себя победителями.
— Про победителей хорошо сказал петроградский митрополит Вениамин, когда он и другие люди вместе с ним были осуждены на смерть: «Может оказаться так, что вы (имеются в виду большевики) победили. Но я верю, что в конце всех победителей победит Христос».
Мы смотрим слайды с портретами Нижегородских священномучеников. Дети вглядываются в их лица.
— А были такие, кто боялись? Кто отрекся?
— Конечно, были. Но не нам с вами их судить. Времена были страшные. Кто-то надеялся тем самым избежать казни, возможно помочь близким, не осиротить своих детей. Кто-то не выдерживал пыток и издевательств. Нам повезло, что мы родились в другое время. Так давайте молиться обо всех. И о героях, и тем более о тех, кто не выдержал испытаний.
Дети кивают.
«Это мои близкие»
— А ведь эти люди погибли, но сберегли нашу веру, — к такому выводу ребята приходят сами.
— Моя прапрабабушка пела на клиросе. И она тоже застала те времена. Теперь я хочу знать о ее жизни больше, — это уже в пятом классе.
— А есть какой-нибудь сайт или книга, где можно узнать о своих родственниках? — спрашивают третьеклассники.
Очень хорошо, что такие вопросы звучат. Ведь задача проекта — пробудить интерес детей к новомученикам, к исследованиям в этой сфере.
Мы смотрим фотографии Мочального острова — места массовых расстрелов, прозванного нижегородской Голгофой. Разглядываем снимки тех мест, где располагались колонии Унжлага, вспоминаем, какие села могут быть связаны с именами святых.
— Очень больно, когда понимаешь, что страдания мучеников за веру — это страдания твоих близких. Я чуть не заплакала на уроке, — призналась гимназистка Вера Лукьяничева. Девочка почувствовала родство с новомучениками, близость с ними.
— Мы не все знаем об истории наших земляков, и хотелось больше времени уделять на классных часах таким людям — святым, которые молятся, молились за нас до и после революции, — считает директор гимназии Людмила Иванова. — Поэтому важно, чтобы детки как можно больше узнавали о них.
По итогам урока дети ответили на вопросы и вызвались писать сочинение на тему «Что такое подвиг веры». Многие изъявили желание и дальше заниматься исследованием этой темы.
— А что делать, если окажется, что в семье были не мученики за веру, а наоборот — мучители? — от такого недетского вопроса я слегка растерялась.
— Если окажется так, и именно ты это узнаешь, то, может быть, это будет означать, что тебе Господь доверяет всей твоей жизнью исправить ошибки предков. Это было бы настоящим делом, достойным христианина.
— И правда, — соглашается мальчуган…
Впечатлениями от урока поделилась Татьяна Фалина
Опубликовано в № 19(79) газеты «Ведомости Нижегородской митрополии» за октябрь 2015 года (с. 10–11) в рамках проекта конкурса «Православная инициатива — 2015».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.