Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Как стать счастливым?
15:40, 3 июня 2014

Как стать счастливым?

Этим вопросом задавались во все времена. По большому счету, православным христианам ответить на него все-таки легче, чем людям неверующим. Понять механизм счастья, найти путь к нему — именно об этом говорил на одной из встреч с педагогами города Заволжья секретарь Городецкой епархии иерей Алексий Червяков. Предлагаем и вам поразмышлять на эту тему вместе с отцом Алексием.

— Одна из проблем современного мира заключается в том, что несмотря на развитие цивилизации и множество созданных человеческим разумом благ, многие люди, в конечном счете, так и остались несчастливыми.

Большинство русских народных сказок заканчивается словами: «И жили они долго и счастливо». Примерно так же завершаются и многие художественные фильмы и книги. Потому что стремление к счастью заложено в нас изначально. Господь сотворил человека для счастья, и несмотря на то, что в раю произошло грехопадение, это стремление и потребность остались.

Проблему счастья на протяжении веков решает Церковь. Это пытаются делать и современные психологи. Они говорят даже о том, что если у человека нет состояния счастья, то он не может реализоваться и в своей профессиональной деятельности.

В психологии существует так называемая теория трех кругов. Первый круг — это то, чего человек хочет, второй (который частично на него накладывается) — это то, что у человека есть или то, что он может. А третий круг — что должно быть. И чем ближе эти три круга находятся друг к другу, чем больше область их совпадения, тем меньше в человеке внутренних противоречий, реальнее ощущение счастья.

Чем занимаются психологи? С помощью всевозможных психологических тренингов они пытаются все три круга собрать воедино, чтобы они полностью накладывались друг на друга. Но тут есть одна проблема, которую психологи не решают: а знает ли человек, чего он на самом деле хочет? Где его действительные желания и когда он настоящий?

Скажем, сидит мужчина в пивном баре, смотрит футбол, отпускает скабрезные шутки в адрес женщин. И этот же человек потом ласково говорит жене, как он ее любит, что она одна единственная и тому подобное. Или, например, женщина очень любит своего ребенка. И она же идет и делает аборт, убивая ребенка второго. То есть человек нередко проявляет себя двояко.

А где же я настоящий? В принципе лет двадцать назад люди, которые приходили в Церковь, хотели ответить на два вопроса: что такое жизнь и где он «я»? Теперь же часто приходят, чтобы решить те или иные материальные проблемы. Почему? Потому что личность человека подвержена влиянию определенных негативных факторов.

Во-первых, это первородный грех, благодаря которому в жизнь людей пришли скорби, болезни и смерть. Затем родовой грех. Наши родители и другие наши предки совершали те или иные проступки, которые в поколениях складываются в единую цепочку. Однажды на исповеди девушка, вспоминая детские грехи, покаялась в мелком воровстве. Она не знала, почему и зачем это делала. И притом это очень нравственная девушка. По всей видимости, кто-то в ее роду очень легко относился к чужому имуществу.

Другой фактор воздействия —бесовские икушения. Многим, наверное, знакома ситуация, когда ты сыт и понимаешь, что если съешь больше, то согрешишь чревоугодием, но перед тобой такая вкусная конфета! И как будто кто-то начинает нашептывать: «Съешь конфету, съешь эту конфету…» Мы иногда делаем то, чего не хотим, но нас как будто что-то заставляет.

Еще мы подвержены духу времени. Он хорошо выражается в рекламе. Почему люди, которые хотят пить в жаркий день, приходят в магазин и покупают «Спрайт» вместо «Байкала» или «Тархуна»? Правильно, реклама. И ладно бы дело здесь касалось только вещей материальных. Дух времени пропагандирует нам определенный образ жизни. Ведь в какой-то момент ощущение счастья нам заменили на успешность. А успешность приравняли к материальному благосостоянию. И часто сегодня человек, отвечая себе на вопрос «Как стать счастливым?», решает проблему своего благосостояния.

Пример — господин Березовский. Он достиг власти, богатства, был достаточно физически здоров, и у него была семья, дети. А он оставляет записку: «Я разочаровался в жизни». То есть он не достиг самого главного — не стал счастливым.

Так понимает ли человек, чего он на самом деле хочет? Когда возникают желания, он должен подумать: а не действие ли это первородного или родового греха, бесовских искушений или духа времени? И если я перестаю вот так контролировать себя настоящего, то начинаю подвергаться воздействию всех этих факторов и напрасно трачу то, что уже невосполнимо. У нас есть только два невосполняемых ресурса: земля и время. Но если я свою жизнь потратил не на то, ставил не те цели, меня все больше будут раздирать внутренние противоречия, и счастья в итоге достается все меньше.

Есть древний православный термин «целомудрие». Его в современности пытаются примитивно представить как внешнее воздержание от блудных искушений и внебрачных связей. На самом деле целомудренный человек — это человек цельный, не раздираемый противоречиями. И вот в этом состоянии он уже близок к тому, чтобы назвать себя счастливым.

Мы говорим, что у нас одна единственная жизнь. А с православной точки зрения она не ограничена только земным существованием. Жизнь — не отрезок, а луч. Вот я ребенок, юноша, муж, дедушка, вот я умираю, прохожу Страшный Суд — и обретаю то, что уже не изменится, а будет только усиливаться.

Давайте теперь посмотрим на то, что есть в нашей жизни, и на то, что могло бы быть. Тут вступают в силу оценочные суждения. Есть факты, их мы оцениваем с наших субъективных позиций. Но у каждого из нас имеется ограниченный спектр каких-то сфер жизни, которые мы в достаточной степени изучили. Поэтому оцениваем не всегда верно, а вот если бы человек все всегда верно оценивал, то три круга сошлись бы. И человек был бы счастлив.

Возьмем поговорку: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Мы не раз находили ей подтверждение в собственной жизни. Нам казалось, что должно быть так, и это приведет к добрым последствиям. Вдруг все идет совсем по-другому, но заканчивается хорошо. Соответственно вопрос: знаю ли я, что должно быть?

То есть необходимо всегда спрашивать себя: где он я, который понимает, чего хочет? где он я, который понимает, что есть сейчас? где он я, который понимает, что должно быть? Православному человеку ответить на эти вопросы проще. Вот он я, сотворенный по образу и подобию Божию.

То есть нужно находить в себе качества, которые присущи Богу (например, то же целомудрие) и развивать их. Надо открыть в себе талант и, как велит Господь, не зарывать его в землю. Кто идет по пути своего призвания, тот обретает себя настоящим и счастливым.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.