Время, в которое мы живем, отличается парадоксальным обстоятельством: с одной стороны, человек имеет возможность реализовать свои религиозные потребности, а с другой (зачастую у тех же самых людей), эти потребности засыхают, так и не дождавшись расцвета.
В приватных разговорах, да и во время проповеди с амвона, когда речь идет о стратегической цели духовной жизни, читай, о смысле жизни вообще — бытии в Боге, натыкаешься на испуганно-изумленный взгляд: «Куда уж нам?! Мы же не святые». И очень хочется воскликнуть: «Стоп, дорогие мои. Если этой конкретной задачи не ставить, то зачем нужны все эти наши «ужимки и прыжки»? Для чего предназначаются все наши «молитвенные правила», постные периоды, всенощные бдения и литургии? Подготовки к Причастию и само Причастие? Да только, и именно для этой цели — быть с Богом. Научиться быть с Ним здесь, еще в процессе земной жизни, чтобы по исходе души из бренного тела она продолжила свой путь в вечной жизни к Тому, к Кому стремилась в земной».
В святоотеческой лексике, когда речь идет о вопросах духовных, нередко используется понятие «духовная брань», что в переводе со славянского означает «духовная война». Война, которую человек ведет практически с самим собой. «Томлю томящего мя», — так говаривал преподобный Серафим Саровский. При этом мы должны знать и учитывать, что, по слову апостола Павла, это не просто война, а война, к которой необходимо быть готовым, ибо в борьбе с человеком задействованы мощные силы: «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6:10–17).
И слова апостола Павла о «духах злобы» не аллегоричны. Он однозначно указывает на то, что эти нечистые духи начальствуют, властвуют, правят миром, вовлекая в пособничество себе тех из людей, кто отступил от пути к Истине, или сознательно Ей противится.
По мере вхождения в литургическую жизнь, как мы говорим, воцерковляясь, человек под воздействием каких-то услышанных, а иногда и прочитанных мнений о том, что хорошо, когда есть понимание собственной греховности, начинает вымучивать из себя это «понимание». И упоминает, порой и не к месту, — «грешен, Господи». И почти всегда добавляет — «как все».
Однако, согласитесь, что абстрагированно говорить о том, что грешен, и реально ощущать всю пагубность своего греховного состояния — это не одно и то же. Да и добавка «как все» не свидетельствует о личном переживании отвращения к соделанным грехам.
Для того чтобы действительно захотеть воевать против тех, кому ты дал над собою власть, кто начальствует над тобою и пытается тобою управлять, недостаточно декларировать о своей греховности. Надо ощутить эту греховность, реально ощутить. И когда это произойдет, вот тогда-то и взыграет сердце «ревностью по Бозе». Тогда, почувствовав приближение погибели, ты ощутишь потребность в Спасителе.
К сожалению, поначалу многие увлекаются второстепенными задачами, возводя их в ранг наиважнейших, принимаются сразу за несколько дел, не соизмерив свои силы, и в итоге наступает разочарование, остывание, а в худшем случае отхождение от Церкви и духовного образа жизни.
Обращаясь к ефесянам, взывая к тому, чтобы быть готовым для духовной брани, апостол Павел вряд ли целенаправленно обращался к нам с вами «сквозь века». Он писал людям общины, о возможностях и намерениях которых имел правильное представление. И если сравнить их и нас, то сравнение будет не в нашу пользу. Но это совсем не означает, что все выше изложенное недоступно для современного человека. Мы все разные, но при этом у нас, христиан, одна общая задача — унаследовать Царство Небесное. И при общей для всех цели пути достижения ее могут быть разными. Апостол Павел делает на этом обстоятельстве особый акцент. В Первом послании к общине города Коринфа он пишет, что «…каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор 7:7).
Что это означает для нас? Каждый в свою меру, но получил Божий дар (вспомните притчу о талантах (Мф 25:14–30). Но только не нужно путать фонетически созвучные понятия «таланта» как денежной единицы и «таланта» как творческих способностей человека. Речь идет не о врожденных дарованиях в сфере искусства, науки или иной какой сфере прикладной деятельности людей. Речь идет о непреложной ценности, каждым полученной от Бога, которую необходимо приумножить стопроцентно, с полной отдачей всех своих сил. Святые отцы называют этот дар, эти таланты способностью человека к Богопостижению. Через слово, речь и рассуждение. В принципе, только этим мы и отличаемся от остального животного мира.
И вновь вспоминая советы саровского старца Серафима, обратим свой взор к самим себе с решимостью (ибо по слову преподобного, наличием решимости отличается святой от несвятого) встать на путь Богопознания, потому что в этом процессе человек узнает и о себе, что он из себя представляет на самом деле, а не что о нем думают окружающие или он сам. Увидев истинное положение дел, человек ужаснется и поймет, что исправить самого себя без Божией помощи невозможно, и взалкает, возжаждет спасения. Ибо при всем величии Бога, при всем Его могуществе Бог не спасает человека, если человек не захочет и не приложит к этому все силы. Ибо каждому Бог дал, и мы не вправе ссылаться даже на свою немощь, потому что именно «в немощи сила Божия совершается» (2 Кор 12:9). Испытывая собственную немощь, человек в полноте осознает в себе Силу Божию и сможет повторить вслед апостолу Павлу: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе!» (Флп 4:13).
Протоиерей Сергий Муратов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.