Праздничная литургия прошла. Отзвучало радостное «Христос воскресе!» Кулич съеден. Минуло Светлое Христово Воскресение, и все вернулись к будничным делам. Мало кто задумывается, что пасхальные торжества не заканчиваются одним днем, да и в целом глубоко проникать в смысл той или иной торжественной даты церковного календаря сегодня, к сожалению, не принято. На вопросы читателей, связанные с православными праздниками, отвечает клирик нижегородского храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.
— В православном календаре практически каждый день праздник. Какие из них являются «обязательными» для верующих?
— Слово «обязательно» здесь не к месту. Православный человек посещает храм не по обязанности, а по зову сердца и чувству долга. «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:12–13). Вдумайтесь в слова Спасителя — «милости хочу, а не жертвы» — и вы будете знать, когда и зачем нужно посещать храм, где присутствует Тот, Кто умер за нас на Кресте.
— Не могу разобраться: день ангела и именины — это разные праздники или один?
— Это разные праздники. Что за день день Ангела? В таинстве Крещения после запретительных молитв священник обращается к Богу с прошением послать крещаемому ангела: «сопрязи животу его ангела светла». Таким образом, каждому христианину при крещении Бог дает ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека в течение всей его земной жизни, настраивает на добрые дела, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти и после смерти препровождает душу к Богу. Как дух бесплотный, ангел-хранитель не имеет имени. В своих молитвах мы обращаемся к нему так: «Ангеле Божий, хранителю мой». Днем ангела правильно называть день, когда человек принял святое крещение и получил от Господа своего невидимого хранителя.
Теперь о небесном покровителе. Так христиане называют святого, имя которого носят при земной жизни. По учению Церкви, всякому вступающему в нее дается новое христианское имя, носитель которого был прославлен Церковью и причислен к лику святых. Это делалось, по словам святого Иоанна Златоуста, потому что «христиане при именах новопринятых должны взирать на святые лица как на образец добродетели и блаженства». То есть чем усерднее мы стараемся подражать в своей жизни небесному покровителю, чье имя носим, тем сильнее его невидимое предстательство за нас пред Богом. По традиции имя новорожденному выбирается из церковного календаря, по примеру Христа Спасителя, Которому было наречено имя в восьмой день по рождении: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк 2:21).
Таким образом, христианин имеет двух невидимых защитников — ангела-хранителя и небесного покровителя. Днем ангела является день нашего крещения, а днем небесного покровителя или именинами — день памяти святого, имя которого носим. Оба эти дня православные христиане отмечают посещением храма, исповеданием и причащением Святых Христовых Таин, добрыми делами.
— Каждый наш семейный праздник сопровождается застольем. Даже если мы отмечаем праздники церковные. Как объяснить родственникам, что, во-первых, алкоголь употреблять запрещено, во-вторых, я лично полностью отказался от него и не хочу пить даже в семейном кругу?
— Не у всех людей праздники сопровождаются застольем. Но даже если такое случается, то греха здесь нет (при условии, конечно, что собравшимся не изменяет чувство меры). В Евангелии от Иоанна мы находим эпизод, где Христос и Его Пречистая Матерь присутствуют на свадьбе, и Спаситель превращает воду в вино из сочувствия к людям, которым не хватило вина для веселья (Ин 2:1–11). Если же вы отказались от алкоголя по своим причинам, это не значит, что и другие должны так сделать. Но и вас никто не может заставить пить, если вы не хотите. Что же это будет за праздник, если одни будут ограничивать в чем-то других? Радуйтесь и веселитесь — кто-то пригубив вина, кто-то без него — главное, праздник окружающим не испортить своими наставлениями. Для этого стоит найти другое время.
— Что такое попразднство и отдание праздника? Нужно ли верующему человеку как-то по-особенному встречать эти дни?
— Почти все двунадесятые праздники (кроме Вознесения, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие в православном богослужебном календаре имеют предпразднства, по-празднства и отдания. Предпразднство — дни перед праздником, в которые на богослужении начинают употребляться молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Предпразднство разных праздников длится от одного до пяти дней. Наступает сам праздник, и он длится несколько дней в соответствии с Типиконом. Следом идет отдание. Так называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящихся много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). Этот день по уставу сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Например, праздник Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) имеет шесть дней праздника, из них один день предпразднства, четыре дня попразднства, и отдание праздника происходит 25 сентября.
— Не раз возникали конфликты с мамой на почве того, что я занимаюсь домашними делами в воскресный день. Особенно ее возмущает, когда я убираю квартиру в большие церковные праздники. Но что делать, если это единственный более или менее свободный день на неделе, тем более что я хожу утром в храм.
— Воскресенье называют «малой Пасхой». Этот день мы призваны проводить в храме и совершать богоугодные дела. «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — …Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты» (Втор 5:13–14). Так говорит Священное Писание. Но что делать, если остаются дела, которые не удалось сделать в течение недели? Спокойно сделать их, вернувшись из храма и отдохнув. Ведь случается так, что человек и в храм не идет, и дела не делает — лежит у телевизора, ссылаясь на то, что сегодня воскресенье и работать нельзя. Не для того нам дан воскресный день, чтобы бездельничать, но для того, чтобы молиться Богу, а после молитвы и отдыха почему и не потрудиться, если есть силы? Уверен, что Господь благословит.
— Что такое престольный праздник храма?
— Любой православный храм освящен в память какого-либо события священной или церковной истории или в честь того или иного святого. Престольный праздник — это храмовый праздник. Он отмечается прихожанами отдельного церковного прихода в день праздника по календарю. Поскольку храм может быть многопридельным, то есть иметь несколько престолов, освященных в честь разных событий или святых, то престольных праздников на одном приходе может быть несколько — по количеству престолов.
— Какие подарки лучше дарить на церковный праздник? Возникают, к примеру, сомнения по поводу икон, так как не раз наблюдала картину, когда подаренный образ просто пылится.
— Вопрос подарка всегда индивидуален. Нужно знать интересы человека, которому мы хотим что-либо подарить. Если это сделано без учета склонностей, то не только икона, но и любой другой подарок будут пылиться за ненадобностью. Так что, выбирая подарок, прежде всего не будьте равнодушны. Подход «лишь бы отделаться» здесь не подойдет.
— Что такое Триоди Постная и Цветная и можно ли пользоваться текстами этих книг для домашних молитв?
— Триодь — богослужебная книга, которая содержит тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. Постная и Цветная триоди различаются по содержанию. Первая содержит службы Великого поста и трех предшествующих недель, то есть 10 недель до Пасхи, вторая — от Пасхи до недели Всех святых, то есть восьми недель после Пасхи. Эти книги, как и Октоих, Часослов, Минеи, необходимы для совершения служб в церкви, их используют прежде всего на клиросе — псаломщик, чтецы и певчие. Едва ли они пригодятся кому-то в домашней молитве, хотя, конечно, пользоваться ими вам никто не запретит.
— Почему Пятидесятницу называют днем рождения Церкви?
— «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян 2:1–4). С момента сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков началась апостольская проповедь Евангелия по всему миру, начала формироваться Церковь. Спаситель положил Церкви основание, и этим основанием стал Он Сам. Сошествие Святого Духа на Христовых учеников произошло в день Пятидесятницы, иудейского праздника, установленного в память дарования иудеям закона на горе Синайской в 50-й день после Пасхи. Именно в этот день, в пятидесятый день по Своему Воскресению, и посылает Спаситель, как и обещал, Своим ученикам «иного Утешителя, Духа Святаго». Так день Закона стал днем Благодати.
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.