Самый банальный вопрос: что почитать? — часто вызывает желание у собеседника не только дать совет, но и делиться впечатлениями от понравившегося произведения. Это касается и книг, посвященных православной вере. Богословские сочинения и художественные произведения священников, монашествующих, воцерковленных мирян, святоотеческие труды и само Священное Писание. Как приобщиться к духовной сокровищнице, с чего начать, и может ли светская литература способствовать духовному росту? На вопросы читателей отвечает клирик храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.
Много пишут о том, что в основе цикла фантастических повестей Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» лежат идеи христианства. Действительно ли это так? Есть ли еще подобные произведения, которые через увлекательное повествование знакомят с основами веры?
— Правильно пишут. В основе повестей Льюиса о Нарнии действительно лежат христианские идеи. Все семь повестей ориентированы на детское восприятие. Можно, конечно, пересказать ребенку Библию, но будет ли толк от такой «катехизации»? Думаю, что толку будет немного. Едва ли Христос станет для него живым, Спасителем (от чего?). Знание ума, как известно, отличается от знания сердца. А Христа (не учение Его, а Самого Христа Спасителя) можно понять лишь сердцем. Этому и способствует чтение художественной литературы. Но и ее надо уметь читать. Следя за фантастическими приключениями героев повестей в сказочной стране Нарнии, ребенок сам не сможет понять аллегории, христианский подтекст произведения. Научить его этому пониманию должен взрослый человек, родитель. «Хроники Нарнии» — книга для семейного чтения. Она требует от взрослого человека умения понимать художественный текст, прочитывать то, что скрыто в иносказании, узнавать и объяснять ребенку в сказочных персонажах и их поступках глубокий христианский смысл. Дело не из легких. Но если вы хотите, чтобы ваш малыш правильно понимал Евангелие, научите его прежде понимать Нарнию. И не только Нарнию. Подобных книг немало — и для детей, прежде всего, но и для взрослых. Например, из известных — «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Сказки Голубой феи» Лидии Чарской. А взрослым могу порекомендовать «Письма Баламута» того же Клайва Льюиса. И, конечно, книги Джона Рональда Руэла Толкина. И наших классиков: Достоевского, Лескова, Шмелева, Никифорова-Волгина — и многих других. Читая художественную литературу, помните, что книга не только источник знаний, она также источник, питающий душу человека.
Знакомый, с которым мы ходим в один храм, подарил мне сборник собственных стихов. На мой взгляд, они очень слабые, в некоторых местах даже не исправлены орфографические и пунктуационные ошибки. Считаются ли подобные произведения духовной литературой, если они о вере и Боге?
— Думаю, что подобные пробы пера нельзя считать духовной литературой, которая призвана пробуждать в читателе стремление к Небу от земли, познанию мира, созданного Творцом. Не каждое произведение, в котором есть слово «Бог», ведет к Богу. Это может только сильное произведение. Во все времена люди, далекие от литературы, но переполненные эмоциями, старались переложить эти эмоции в стихи. Тут нет ничего удивительного. Авторы читают их своим близким, друзьям, знакомым. Те обычно хвалят услышанное или прочитанное, определяя критерием оценки наличие слов «вера», «церковь», «Господь» и т.д. «Здорово! — говорят они автору. — Правильно все!» А и действительно, правильно. Но правильность не является критерием художественности. Можно зарифмовать газетную статью или текст из Библии, но настоящими произведениями они не станут, как бы правильно там все ни было. Нужно что-то другое. А это «другое» может сказать только тот, кому Господь дал талант и умение выразить это словами, нотами, красками.
Начала читать ребенку шести лет детскую Библию. Слушал внимательно, но, к моему огорчению, не задал ни одного вопроса. Как пробудить в ребенке любопытство?
— Вообще-то, это ваш ребенок, и вы лучше знаете, где прячутся его интересы. Даже детскую Библию нельзя читать без взрослых комментариев. Это значит, что родитель должен хорошо знать текст, «быть в теме». Чаще всего, к сожалению, взрослые сами слабо знают Священное Писание, а когда дают в руки ребенку Библию или читают ему ее сами, надеются, что она чудесным образом станет понятна маленькому человеку, хотя и непонятна им самим. Нет, никакого чуда здесь не произойдет. Изучайте сами Священное Писание, читайте толкователей его, и когда вам самим станет интересно в библейском пространстве, тогда вы сможете заинтересовать и свое чадо. Иначе ребенок будет видеть Библию как довольно скучную и малопонятную сказку. Религиозное воспитание — серьезный труд для родителей. Это не только чтение и понимание Священного Писания, это, прежде всего, жизнь с Христом в сердце. А как этому научишь? Есть только один способ — иметь Христа в сердце своем.
Давно хочу прочитать Ветхий и Новый Завет. Останавливает, что они очень сложны для восприятия. С чего начать?
— Интересно, как вы узнали, что эти книги сложны для восприятия, если вы еще не открывали их. Кто-то так посоветовал? Если так, то совет такой не из лучших. Другое дело, что к чтению Священного Писания требуется некая подготовка. Священное Писание — это собрание книг, книг разных и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг (50 ветхозаветных и 27 новозаветных). Книги Ветхого Завета рассказывают нам о творении мира и промыслительной деятельности Бога о Своем творении, главная тема — спасение человека. Новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Для того чтобы читать и понимать Библию, нужно главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка. Это Евангелие, написанное апостолом для язычников, жителей Римской империи, — самое короткое, написано простым и доступным языком. После него читаем от Матфея, от Луки и от Иоанна, потом переходим к книге Деяний апостолов, к посланиям апостола Павла и других апостолов, наконец к Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). Внимательно познакомившись с книгами Нового Завета, переходим к Завету Ветхому. Так его легче понять. Апостол Павел не зря назвал Ветхий Завет «детоводителем ко Христу» (Гал 3:24). Он как бы ведет человека, словно ребенка за руку, к Благой вести, к Спасителю, помогает ему понять, зачем приходил в мир Христос, каким образом Он спасает падшего человека.
Что такое «неусыпаемая Псалтирь», где она читается?
— Псалтирь — одна из самых читаемых христианами книг. Она читается и за богослужением, и в домашней молитве. Псалтирь благочестивые люди читают ежедневно — и о здравии, и о упокоении. А так называемая «неусыпаемая Псалтирь» — это одна из форм церковной (келейной) молитвы. (Впервые опыт неусыпаемой Псалтири был применен преподобным Александром в основанном им монастыре на берегу реки Евфрат в конце IV — начале V в.). Неусыпаемой Псалтирь называется из-за непрерывности чтения псалмов. То есть Псалтирь читается практически всеми монахами обители по очереди и днем, и ночью — круглые сутки без перерыва. Практикуется такая молитва и в современных монастырях.
Стоит ли православному человеку знакомиться со священными книгами других конфессий, например, Кораном?
— С юридической точки зрения, можно. Законодательство не запрещает гражданину чтение религиозной литературы любых конфессий, кроме запрещенных. Но какая в этом необходимость? Здравомыслие подсказывает, что читать священные книги других конфессий не полезно для души. Нам бы сначала свои-то изучить как следует, знать и понимать их содержание, иметь их путеводителем в духовной жизни. Но есть, конечно, люди, которые занимаются историей религий и т.п. Они, безусловно, читают и Коран, и другие нехристианские книги. Им это нужно. А человеку, слабо знающему свою религию, чтение книг других конфессий не даст ничего, кроме смущения. Никто вам не запретит читать то, что вы захотите. Но руководствоваться христианин должен советом апостола Павла. Вот что он писал жителям Коринфа: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает…» (1 Кор 10:23).
Хочу стать воцерковленным человеком, но пока во время литургии плохо понимаю, что поют и читают. Можно ли во время службы молиться про себя или читать молитвы по книге?
— «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Мф 11:12). То есть от нас требуется приложить усилие, чтобы молиться, посещать богослужения, понимать их смысл. Божественная литургия — главное христианское богослужение, и верующий человек призван понимать, что происходит в храме, в алтаре, у него самого в сердце. Сейчас издано множество книг, в которых подробно излагается ход богослужений, в частности, литургии, объясняются все действия священнослужителей, напечатаны все молитвы, которые произносятся священником и поются хором. Можно спокойно проследить по такой книге чинопоследование литургии или всенощного бдения, утрени или вечерни. Есть, кстати, у Николая Гоголя малоизвестное произведение, которое в советское время не включалось в собрание сочинений, но позже было не раз опубликовано. Это «Размышления о Божественной литургии». Полезное для сердца и ума чтение поможет вам понять, что происходит в храме, когда совершается литургия. Главное, чтобы вам хотелось знать. С Божией помощью и узнаете. «Кто имеет уши слышать, да слышит!..» (Мф 11:15).
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.