У веры, как и у знания, несмотря на их кажущуюся полярность, есть одна общая черта — и то и другое — вещь буквальная: когда мы знаем и когда мы верим, мы всегда имеем в виду что-то конкретное, будь то буква, цифра, слово или факт истории. Вот почему верующему важно знать предмет своей веры — и уметь не растерять его за буквализмом.
Помню, как знатоки из передачи «Что? Где? Когда?» не смогли ответить на вопрос, что за дары принесли волхвы Младенцу Иисусу. Расскажите об этом.
— Священное Писание говорит, что приветствовать родившегося Богомладенца пришли мудрецы с Востока. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Мф 2:1–3). Церковное предание сохранило имена восточных мудрецов. Их звали Гаспар, Мельхиор и Валтасар. Они принесли Младенцу дары: золото как символ царской (мессианской) власти, ладан (фимиам) как знак Его Божественного достоинства и смирну, вещество, с помощью которого тела усопших готовили к погребению, как знак, что Богочеловеку предстоит умереть.
Через много лет после своего поклонения Иисусу Христу волхвы приняли Святое Крещение от апостола Фомы и сами сделались проповедниками Слова Божия. Церковь почитает их как святых. Память их совершается 7 января. Кстати, на иконе Рождества Христова волхвы нередко изображаются как люди разного возраста: один — как старец, второй — как человек средних лет, третий — как юноша. Так символически показывается, что человек любого возраста может обрести Бога, надо лишь поверить и, не побоявшись трудностей на долгом пути, как волхвы из Вавилона в Вифлеем, отправиться навстречу Господу.
Почему такое значение придается именно Рождеству Христа, разве не крестная смерть и Воскресение имеют смысл для христианской истории?
— Самое непосредственное значение. Две с лишним тысячи лет назад близ Вифлеема родился не просто человек, не просто будущий Учитель, — родился Богочеловек: Бог стал Человеком и пришел в мир, чтобы спасти людей Своих. Такое случилось единожды, и это событие изменило всю историю человечества. «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин 1:14). Христос потому и не родился императором, чтобы не насиловать волю человека, сотворенного свободным. Он просто говорит каждому из нас: ты хочешь спасти свою душу, тогда иди за Мной, поверь, что «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин 14:6), исполняй заповеди, причащайся Моего Тела и Крови, твори добро. Это трудно, твоя поврежденная природа велит тебе другое, но ты можешь исправить ее, ты призван быть совершенным. Я помогу тебе, но ты должен захотеть этого сам…
Почему праздник Крещения Господня называется еще и Просвещением, как указано в Православном календаре?
— Праздник Просвещения — одно из названий великого двунадесятого праздника Православной Церкви, который мы знаем больше как праздник Богоявления или Крещения Господня. Это название возникло в связи с Крещением во Иордане Господа нашего Иисуса Христа, когда Господь явился людям в трех Своих ипостасях: гласом Бога Отца, Крещением Бога Сына и схождением Бога Духа Святого в образе голубя.
Просвещением праздник этот стали называть в глубокой древности, когда в первые века христианства в навечерие Богоявления крестили оглашенных — людей, которые долго и всерьез готовились стать христианами: знакомились с учением Церкви, посещали богослужения, становились постепенно полноправными членами общины.
«И свет Твой знаменася на нас» — воспевает в эти дни святая Церковь. Таким образом, крещение своим спасительным действием есть просвещение: человек умирает для прежней плотской жизни и воскресает во Христе для жизни новой, его ум и сердце просвещаются светом веры Христовой, Его учением, голгофской жертвой, смертью и чудесным воскресением. Сам воплотившийся Господь явился миру и со дня Своего крещения, когда Он вышел на общественную проповедь, просвещал мир светом учения, чудес и благодати. За Ним понесли этот свет Его ближайшие ученики — апостолы. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). Так говорил Спаситель Своим ученикам, заповедуя нести Его свет людям — в добрых делах, делах любви и милосердия, прославляющих Господа, Которым мы «живем и движемся и существуем» (Деян 17:28).
Приближается праздник Крещения Господня, и все мы будем набирать святую воду. А когда появилась традиция освящать воду?
— «Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан», говорил святой Кирилл Иерусалимский. Святая вода использовалась и в ветхозаветные времена: «возьмет священник святой воды в глиняный сосуд» (Чис 5:17). Крещением в Иордане Христос освятил водное естество.
Использование освященной воды в христианстве восходит ко II веку. Согласно преданию, Папа римский Александр I ввел в употребление обычай освящать дома святой водой. Окропление дома водой с целью его очищения упоминается в апокрифических «Деяниях апостола Петра» (II век). О водоосвящении перед Крещением известно с конца II – начала III веков. Об освященной воде упоминает святитель Епифаний Кипрский в своем сочинении «Против ересей» («Панарион»), написанном в 70-е годы IV века. Традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Александрийской Церкви, где впервые начали отмечать этот праздник, но и в других Церквях. Эту же традицию еще в 387 году описывает и святитель Иоанн Златоуст в своей проповеди на праздник Крещения Господня: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят ее домой и хранят целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».
В одной газете вычитала такую информацию: если кто-то пропал без вести, следует разослать в 12 монастырей деньги, сколько не жалко, хоть самую мелочь, и еще заказать 12 сорокоустов о пропавшем. Если человек жив, то он должен вернуться, а если нет, обязательно станет известно о его участи. Заказывать сорокоусты и посылать пожертвования, кажется, следует одновременно. В газете есть ссылка на то, что в некотором монастыре одна монахиня вычитала этот совет в очень старой церковной книге. Можно ли доверять подобной информации в светских изданиях?
— Господь наш Иисус Христос творил при Своей земной жизни много чудес. И святые апостолы исцеляли больных, воскрешали мертвых. Все это мы знаем из текстов Нового Завета. Чудеса всегда были неотъемлемой частью веры, потому что сама вера есть чудо — «уверенность в невидимом» (Евр 11:1). И мы, люди третьего тысячелетия, ожидаем чуда, когда нарушаются естественные законы и Господь проявляет Свое всемогущество. Мы не просто ожидаем — мы просим. Просим исцелений, просим знания сокрытых вещей… И порой Господь дает нам это. По такой причине и сложились некоторые околоцерковные, а нередко и церковные обряды. Как узнать судьбу человека, пропавшего без вести? Верующий, конечно, молится, чтобы Господь открыл тайну исчезновения близкого человека. А вот что в 12 монастырей (почему, кстати, монастырей, а не церквей?) нужно подать поминание, одному Богу известно, кто придумал. Кто-то сможет только в одном храме заказать поминовение, а кто-то по всей России. Разве для Бога важна именно эта разница? Он откроет необходимое тому, кому это нужно и спасительно.
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.