Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Когда что-то мешает спасению
«Ведомости Нижегородской митрополии» №5 (275) 11:25, 13 марта 2024

Когда что-то мешает спасению

Как преодолеть преграды для участия в таинствах Церкви

Движение человека к Богу — нелегкая задача на всех этапах. Новоначальный этап — один из самых ответственных. Хочется с самого начала сделать все правильно, а вопросы возникают на каждом шагу, к тому же наслышанные советчики не дремлют, только добавляя недоумений. За достоверной информацией обращаемся к опытному пастырю — настоятелю Богородице-Рождественской церкви села Катунки протоиерею Владимиру Гофману.

— Здравствуйте, батюшка! С великим уважением и пожеланиями многих благих лет обращаюсь к вам. У меня вопрос: как исповедоваться и причащаться, если возникают преграды в посте и посещении церкви? Считает ли Господь, что я не достоин этого, или это злые духи стараются помешать моей душе жить церковной жизнью? Каким образом вообще жить в наше время, чтобы спастись?

— Давайте для начала вспомним, что говорил об этом Спаситель. «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф 19:25–26). Так что во все времена человек спасается при помощи Бога. Но, как говорили святые отцы, Бог спасает нас не без нас. Что это значит? Это значит, что мы участвуем в своем спасении — молитвой, добрыми делами, исполнением заповедей, участием в таинствах. На первую часть вашего вопроса ответить затрудняюсь, потому что не знаю, что за преграды у вас возникли в посте и посещении храма. Если это болезнь, то пост вам послабляется или вовсе отменяется, а причастие возможно дома, надо просто пригласить к больному священника. Злые духи, разумеется, всегда стараются препятствовать нашей благочестивой жизни, но победить их можно, было бы желание и старание.

— Возможно ли мне совершить таинство Крещения, если я не уверен, крестили меня в детстве или нет? Из детских воспоминаний у меня только образ бабушки, которая показывала мне ладанку с изображением святого Николая и говорила, что он поможет. Мне уже почти 60 лет, у меня тяжелое заболевание, и я испытываю огромное желание надеть крест на шею. Посещаю церковь вместе с супругой, но иногда хочется просто самому принять это решение.

— Вам, действительно, нужно совершить таинство Крещения, но при этом сказать священнику, что, возможно, вы были крещены, но не помните точно. Правила предписывают в таком случае человека крестить с прибавлением в крестильной формуле слов: «аще не крещен». Это знает всякий священник.

— Не могу избавиться от непростительного греха, который я совершила сознательно и который каждый день все больше затягивает меня из-за того, что не избавилась от злой воли вовремя. Писание говорит, что этот грех никогда не будет прощен, ни здесь, ни там. Я не могу искренне покаяться, и все равно этот грех меня побеждает. Долго была зла на Бога и не боялась наказания… В такой ситуации есть ли что-то, что я могу сделать, или все уже потеряно?

— Нет «непростительных грехов», кроме одного — хулы на Духа Святого. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–33). Понятие хулы на Духа Святого непростое. Если коротко, это сознательное отречение от Бога. Например, самоубийство. Почему вы не можете искренне покаяться? Пока мы живы, эту возможность у нас никто не отнимает, и далеко не все потеряно. Господь не к праведникам приходит, а к грешникам, чтобы спасти их. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Одно условие: это «погибшее» должно искренне желать спасения, надеяться и верить.

— Как нам с мужем разрешить спор о выборе крестных родителей для нашей двухмесячной дочки? Он предлагает свою сестру, а я хочу, чтобы крестной была моя. Обе могут обидеться. Никак не можем из-за этого крестить ребенка.

— Этот спор только вы с мужем и можете разрешить, без посредников, основываясь на Священном Писании. Вот что пишет святой апостол Павел жителям Эфеса: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф 5:22–24). Это послание читается во время венчания в церкви. Выходя замуж за избранного вами мужа, вы соглашаетесь, что он глава семьи, он принимает окончательное решение, вы же повинуетесь ему по любви. Но и мужу следует помнить это послание: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5:25). При таком раскладе вы и он все будете делать в мире и согласии.

— Можно ли крестить детей, если их отец некрещеный и не собирается принимать крещение?

— Согласно Уставу, таинство Крещения совершается над верующим человеком. Младенца крестят по вере родителей и восприемников (крестных). То есть они дают Богу обещание, что будут воспитывать малыша христианином в православных традициях, в вере, которую имеют сами. Ответ за это воспитание будут давать на Страшном Суде (VI Вселенский собор, правило 53; Карф., правило 54, Требник). Бывали исключения? Да. История знает немало святых угодников ранней христианской Церкви, родители которых (или один из них) были ярыми язычниками. Вопреки этому дети их стали христиа­нами, приняли мучения и смерть ради Христа. Это было время, когда смерть становилась свидетельством о вере. Конечно, воспитывать христианина может верующая мать. Готовы на такой подвиг? А как авторитет отца? Что спросит у него сын, и что ему ответит отец? Таинство Крещения не формальное действие, не просто обряд, а посвящение ребенка Богу, с момента крещения он призван стать «воином Христа Бога нашего». Уверены, что получится при некрещеном родителе? Тогда крестите. Если не уверены, пусть вырастет и примет святое Крещение согласно своим убеждениям, осознанно.

— Есть ли разница между причастием в обычный день и в праздник?

— Никакой разницы нет и быть не может. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4:5). В таинстве Причащения мы принимаем Тело и Кровь Христовы — разве могут они быть различными в будни и праздники? Другое дело — наш настрой. Мы празднуем то или иное событие, память Господа, Его Пречистой Матери или угодника Божия, радуемся этому, торжествуем вместе с Церковью, стараемся в этот день причаститься Святых Даров, Тела и Крови Господа Иисуса Христа, с таким радостным настроем и подходим к Чаше. Но в ней всегда Дары одни и те же, потому что Христос также всегда и везде Один и Тот же.

— Почему для крещения мальчика необходим крестный? Так получилось, что у сына только одна крестная. Нужно ли исправить это? Сейчас такая кандидатура у нас есть.

— В Церкви есть Устав, определенные и проверенные веками правила. Согласно им, восприемники (крестные) выбираются по полу ребенка: мальчику — крестный отец, девочке — крестная мать. Необходим один воспреемник, но могут быть и два по желанию родителей (это русская традиция). На практике также допускается несоответствие пола. Главное, чтобы изб­ранный восприемник был верующим человеком и имел возможность участвовать в духовном воспитании крестника, молился за него. И еще, согласно указам Святейшего Синода от 23 мая 1836 года и от 27 августа 1837 года, крестными не могут быть лица, не достигшие церковного совершеннолетия — 15 лет для мужчин и 13 для женщин.

— Крестными родителями у нашего ребенка стали хорошие знакомые, но после крещения они сошлись. Правда ли, что крестным одного крестника не следует быть парой из-за потенциальных негативных последствий? Может ли это правило повлиять на ход событий после крещения, актуально ли оно в наше время?

— Дело не во времени, а в традициях. Как уже говорилось выше, восприемник у крещаемого предполагается один — по полу ребенка. Но есть традиция в Русской Церкви, когда крестными становятся двое — крестный отец и крестная мать. Могут ли ими стать супруги, мнения расходятся, никаких канонических запретов нет. Запрещены браки между крещаемым и восприемником: восприемник не может взять в жены свою духовную дочь, и кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери (VI Вселенский собор, правило 53). Повлиять на «ход событий» (он, как известно, в руках Божиих) брак восприемников не может. А вот отвечать им за духовное воспитание крестника, без сомнения, придется. Об этом и нужно помнить.

Подготовила Вероника Калинина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.