С Дмитрием Жамковым я познакомилась в интернете. Точнее, с его работами. Прочитала о выставке необычных икон в Нижегородском музее истории художественных промыслов. Почему необычных? Потому что сделаны они, например, из жидкого камня, знает мастер и секреты гальванопластики, чеканки. Попасть на выставку мне тогда не удалось, но спустя некоторое время мы отправились к мастеру домой — в Балахну.
Гены вмешались
Творческая деятельность Дмитрия началась с традиционной резьбы по дереву. Иконы, киоты, аналои, плащаницы, декор для иконостасов, деревянные гребешки необыкновенной красоты — все это и сейчас можно увидеть среди его авторских изделий.
Как у мальчишки, родившегося на окраине Горького и с азартом гонявшего футбольный мяч во дворе, вдруг появилось такое увлечение? Мастер уверен: он прикипел к дереву, потому что гены вмешались. Оба деда: и со стороны матери, и со стороны отца — были плотниками. А Дмитрий — профессиональный столяр-паркетчик, в свое время окончил ПТУ именно по этой специальности.
В школе Дима долго занимался настольным теннисом, ходил в авиамодельный кружок. Но деревообработка захватила так, что он оставил все прежние хобби.
— Ребята затащили меня еще в секцию художественной обработки дерева, — вспоминает мастер, — классе в седьмом-восьмом. Я учился у Николая Николаевича Сована. Великолепного, замечательного педагога! До сих пор ему так благодарен!
После школы было профессионально-техническое училище, которое Дмитрий Жамков окончил экстерном. Потом — армия. По возвращении парень стал заниматься строительными и отделочными работами, благо руки золотые. Поработал и преподавателем в Центре дополнительного образования.
— Учил детишек азам деревообработки, — рассказывает Дмитрий. — Но зарплата была такая, что государство доплачивало мне еще 12 рублей до прожиточного минимума. Пришлось поехать в Москву на заработки. К тому времени я уже кое-что умел. Был резчиком, берестянщиком, столяром.
В атмосфере творчества
Это был Промысл Божий, не иначе: человек с набором стамесок приехал в Москву искать работу и сразу же нашел ее! Да не где-нибудь оказался Дмитрий Жамков, а в Симоновом монастыре, обители, где в то время работало множество ремесленных артелей — плотники, гончары, художники… Дмитрий показал свои работы: рельефные иконы, сделанные вместе с известным нижегородским мастером Романом Батуриным. Молодого резчика спросили: «Приехал-то ты откуда?» Он в ответ: «С родины Козьмы Минина — из Балахны». Земляка народного героя приняли на работу.
Столица дала ему многое. Не только заработок. Именно там он почувствовал настоящую заинтересованность в своей профессии, в нем будто заново родился мастер-резчик. Дмитрий окунулся в атмосферу, о которой мечтал — вокруг были творческие люди, знавшие толк в деревообработке, и у них можно было что-то перенять. Он и учился, и работал.
Именно в Симоновом монастыре он освоил старинную технику металлообработки под названием «басма». Здесь используется латунь и мельхиор — получается очень красиво. Гальванопластика — тоже одна из любимых техник мастера.
— Она просто завораживает, — признается Дмитрий. — Представляете, из мельчайших металлических частиц, помещенных в раствор, получается твердое вещество. То есть из ничего, из воды! Мои авторские работы, выполненные именно в такой технике, есть в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода, в Сартакове… Еще у меня есть работы из полимербетона, композиционных материалов. Эти технологии, например материал «жидкий камень», используются не только в быту, но и в космической, и в оборонной промышленности.
Ретранслятор и благодать
Дмитрий с трепетом рассказывает, как обыкновенная деревянная заготовка превращается в нечто прекрасное, как возникает состояние души, которое человек светский назовет вдохновением, а верующий — благодатью.
— Изготовить икону — это не просто взял и сделал, как резное панно или рамку, — объясняет мастер. — Там все не так. Я бы сказал, что это даже не я делаю. Просто сижу со стамесками (у меня они тонкие, как иголочки) и работаю… Как ретранслятор! Двигаю руками, а в итоге получается икона. И ты не замечаешь, как проходит время. День, вечер, не успеешь оглянуться — ночь. Но такое бывает, только когда вырезаешь икону. И еще, знаете, ведь каждому художнику хочется довести свою работу до совершенства. Со стороны кажется — все хорошо, а автору то тут не нравится, то здесь. Процесс улучшения бесконечен. Но если у меня, по большому счету, нет претензий к качеству резьбы, появляется сомнение: может, использовать сочетание материалов? Например, дерева и металла? Не будет ли красивее дерево с камнем? Еще, конечно, интересна работа над эскизами — моменты творческого изыскания, захватывающий поиск.
В творческом поиске художник всегда. Старается освоить новые технологии и формы работы. Сейчас изучает современный компьютеризированный деревообрабатывающий станок. Запрограммируешь — и выходит деревянная деталь. Многие свои работы Дмитрий переводит «в цифру». Это касается и церковной утвари, и бытовых изделий. Например, рамок для зеркал. Но самое главное в работе машины, считает мастер, — это человек. Творчество нового типа ничего не стоит без того, кто придумает эскиз и запустит программу. Только тогда произойдет маленькое чудо рождения прекрасного.
— А чудеса Божии — они в моей жизни постоянно, как подсказки, — улыбается мастер. — Я чувствую, Господь помогает! Но нужно и самому жить по воле Божией. Вот идет какое-то дело гладко, успешно. Значит, это Богу угодно. Вдруг — стоп! Ну, никак ничего не получается! Останавливаешься и идешь по другому пути. Нащупываешь его. Так? Гладко? Ему —угодно? Если да, то все получается. И в личной жизни, и в творчестве. У меня замечательная жена, маленький сын. А если художник еще и востребован в обществе, если его труд ценят окружающие, тогда он по-настоящему счастлив.
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.