Мы переходим к чтению 1-й Книги Царств, а это значит, что в священной истории Израиля заканчивается время судей и начинается время царей. Долговременный период смуты подходил к концу: в тяжких многолетних скорбях израильтяне все более убеждались, что уничижение их не прекратится, пока народ не возродится духовно, не свергнет позорное иго идолопоклонства и не обратится к своему Господу. Ради этого они в середине XII века до нашей эры избрали своим судьей первосвященника, таким образом соединив духовную и светскую власть (1 Цар 1–7). Это подчеркивало их стремление явить свою верность Богу.
Первосвященник Илий правил народом с достоинством и кротостью, но, к сожалению, не обладал твердостью характера и мужеством, необходимыми для управления своим духовно и нравственно распущенным народом. Его сыновья — священники Офни и Финеес — допускали своеволие и святотатство. Они нагло забирали лучшие куски мяса животных, предназначенных в жертву Господу, прямо из домов израильтян, соблазняли женщин, приходивших к скинии. Благочестивый отец скорбел о бесчинстве сыновей, но его кротких увещеваний они не слушали, а к строгим мерам он был не способен.
На смену престарелому Илию Господь взращивал самоотверженного и благоговейного судью Самуила из колена Левии.
Благословение неплодной
Мать Самуила Анна была бесплодна. На Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей она старалась приходить из своего города Рамы в Силом, к скинии, для жертвоприношений и молитв. Во время одного из паломничеств она со слезами молила Бога об отвращении от нее позора бесплодия и дала обет посвятить сына на служение в скинии назореем. Следует отметить, что назорейство было мало распространено даже среди левитов. Господь услышал молитву Анны и исполнил ее прошение, на ее примере всех научая возлагать надежду деторождения на Бога.
После рождения Самуила Анна явила израильтянам пример истинной веры и пламенного благочестия и воспела хвалебно-пророческую песнь Господу, в которой прославляла Его святость и правосудие, пророчески предсказывала, что Господь будет судить народы и возвысит могущество Своего Помазанника. Это пророчество относилось ко Христу, свергшему власть греха и воссевшему во славе одесную Бога Отца.
«Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш… Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает… Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего».
Впервые в ветхозаветной истории Спаситель был назван Помазанником, то есть Христом. Песнь пророчицы Анны, память которой Церковь совершает ныне 22 декабря, легла в основу ирмоса (ветхозаветный стих) 3‑й песни всех церковных канонов.
Призвание отрока
Когда Самуил подрос, мать привела его к первосвященнику Илию. Отрок поражал добротой и благочестием, а безнравственный пример сыновей Илия только воспламенил в нем ревность и любовь к Господу. В обязанности Самуила входило следить за исправностью лампад Святилища, там он и ночевал.
Однажды отрок услышал голос, звавший его: «Самуил, Самуил!» Думая, что это Илий, Самуил послушно прибежал в его палатку, но тот удивился и отослал его назад. Голос прозвучал во второй и в третий раз. «Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока. И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда Зовущий позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой». В следующий раз отрок с благоговением и трепетом так и ответил Господу — это было призвание Самуила на пророческое служение.
«И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах», — и предрек смерть первосвященнику с сыновьями за осквернение святыни и развращение народа. Илий смиренно принял страшную весть и с великой покорностью произнес: «Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит».
«Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты». Молва о том, что Господь явил Израилю нового пророка, быстро разнеслась по всей Земле обетованной. Израильтяне воспрянули духом, ожидая своего избавления.
Пленение Ковчега
Филистимляне заметили в израильском народе движение к объединению, духовный подъем и решили грозным нашествием смирить евреев. Произошла первая битва, в которой израильтяне были поражены и потеряли около 4000 воинов. Тогда старейшины сказали: «Возьмем себе из Силома Ковчег Завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших». Такое обращение со святыней без вопрошения Господа было самовольным и неблагоговейным. Милостивую защиту Божию им следовало заслужить многими молитвами, покаянием и благочестивой жизнью, они же решили вынудить Господа помогать им.
Появление в стане Ковчега обрадовало евреев и устрашило филистимлян присутствием, как они думали, национального божества израильтян — Яхве: «Горе нам! кто избавит нас от руки Этого сильного Бога? Это — Тот Бог, Который поразил египтян всякими казнями в пустыне». Но Господь не отнял у филистимлян мужества и не помог израильтянам, прогневавшим Его своим нечестием.
Евреи были разбиты и обратились в беспорядочное бегство, потеряв 30 тысяч воинов, но самым ужасным было пленение Ковчега Завета. Ожидая известий, 98‑летний первосвященник и судья Илий сидел при дороге у ворот скинии, «ибо сердце его трепетало за Ковчег Божий». Вестник, прибежавший в Силом, объявил ему о великом поражении и смерти его сыновей. Лишь только он упомянул о Ковчеге, Илий упал навзничь у ворот и умер. Он правил Израилем 40 лет.
Святыня возвращается
Утрата Ковчега была не просто бесславием, она грозила Израилю богооставленностью, рабством и полным уничтожением. Но милостью Божией этого не произошло. Когда филистимляне принесли Ковчег в Азот и поставили великую святыню в капище Дагона как трофей, то наутро увидели, что «Дагон лежит лицом своим к земле пред Ковчегом Господним». Филистимляне не вразумились и поставили идола на прежнее место. Наутро он лежал перед Ковчегом сокрушенным на части. Жители же Азота были поражены страшными болезненными наростами, а в полях развелось необычайно много мышей, уничтожавших посевы. Тогда жители решили: «Да не останется Ковчег Бога Израилева у нас, ибо тяжка рука Его и для нас, и для Дагона, бога нашего».
Ковчег был отправлен в Геф, оттуда в Аскалон, но везде страшные казни повторялись и доводили жителей до отчаяния. Тогда жрецы и прорицатели посоветовали избавиться от святыни и вернуть ее израильтянам. Они впрягли в колесницу с Ковчегом недавно отелившихся коров, ожидая знамения. Коровы не пошли к своим телятам, а отправились в израильские земли, что удостоверило филистимлян в правильности догадки жрецов.
Так после семи месяцев плена Ковчег чудом вернулся к народу Божию. Он остановился на поле одного жителя. Израильтяне с ликованием встретили святыню. Левиты установили Ковчег на камне и, изрубив колесницу на дрова, принесли филистимских коров во всесожжение Господу.
Закон Моисеев запрещал жертвоприношения вне скинии, но при общей расстроенности религиозной жизни в период судей жертвы приносились там, где это казалось нужным, и нередко людьми, не имевшими священнического сана.
Любопытство народа оказалось сильнее благоговения: люди стали заглядывать в Ковчег Завета и прикасаться к нему, в то время как Закон запрещал и близко подходить к нему. Даже левитам не разрешалось приближаться и смотреть на Ковчег и священные предметы Святилища, чтобы не умереть. Только после того, как священники покрывали Ковчег и священные вещи, левиты могли их брать и переносить. За бесчинное любопытство Господь поразил много человек, «и заплакал народ», проникшийся спасительным страхом Божиим и благоговением к святыне.
Ковчег перенесли в Кириаф-Иарим, во владения благочестивого левита Аминадава, а его сына Елеазара «посвятили, чтобы он хранил Ковчег Господа».
Скиния свидения, стоявшая в Силоме, опозоренном нечестием сыновей первосвященника, оказалась лишенной главной святыни, призванной свидетельствовать о присутствии Божием. Запустение скинии, хранение Ковчега долгие годы в частном доме незначительного поселения свидетельствовали об упадке религиозного духа в народе. Позднее Ковчег будет перенесен царем Давидом в новоустроенную скинию в Иерусалим.
Подготовил протоиерей Александр Зуев
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.