Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Когда злостраждет плоть
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (278) 16:28, 26 апреля 2024

Когда злостраждет плоть

На какое лечение нужно благословение?

Если бы только ясно видеть те механизмы, с помощью которых наши дурные мысли, чувства, слова и поступки распространяются из области духа в наши немощные тела, разрушая их и обрекая на болезнь… Должно быть, ни у кого не возникало бы вопросов: за что, что делать и как относиться ко всевозможным болезням и способам их преодоления. Однако вопросы такие, одни из самых частых, прихожане продолжают задавать священнику. А наш неизменный лоцман в море духовных недоумений — настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиерей Владимир Гофман — отвечает на них.

— От всей души хочу помочь мужу, который уже несколько месяцев болеет. Читала канон Пресвятой Богородице 40 дней, ему стало немного получше. Думаю, чем еще я могла бы помочь. Можно ли мне дать обет не есть конфет и не пить кофе 40 дней? Я люблю конфеты и кофе, это была бы моя жертва Богу ради мужа.

— Если жертва от души, пусть и малая, она, конечно, угодна Богу, потому что вы стараетесь сделать добро ближнему, а это одна из главных заповедей. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк 12:30–31). Но будем помнить, что Господу нужна жертва духовная, прежде всего: «Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс 50). И еще сказал Христос: «милости хочу, а не жертвы» (Мф 12:7). Что это значит? Что делаем мы что-то доброе не по обязанности, а из милосердия и любви.

— Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к обезболиванию родов?

— Каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. Если врачи рекомендуют обезболивание и это не повредит здоровью женщины и ребенка, думаю, это возможно. Мы же обращаемся к подобной процедуре у стоматолога. И все же Господь говорит женщине: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт 3:16). Уверен, что такой завет дан не случайно.

— Я понимаю, что наши болезни — за грехи. А мое здоровье гораздо хуже, чем у большинства людей, и врачи даже не могут поставить мне диагноз. Регулярно молюсь, исповедуюсь и причащаюсь, а потом невольно прислушиваюсь к состоянию своего организма, жду облегчения, но оно не приходит. Может быть, моя вера ненастоящая, неискренняя?

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24). Каждому из нас в жизни даются какие-то испытания, в том числе и физические, большие или малые. Конечно, мы обращаемся к врачам, молимся об исцелении, но жизнь наша и здоровье в руках Божиих. Значит, призваны мы терпеть и нести свой крест без ропота. Это нелегко. А как быть инвалидам? Некоторые много лет прикованы к постели… Почему такая воля Божия о них, мы не знаем, но Священное Писание учит нас смирению. Вот праведный Иов говорит: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10)

— Много лет как безвозмездный донор сдаю кровь. Богоугодно ли это? 

— Кровь не просто так просят сдавать. Она нужна для спасения людей. Значит, это дело богоугодное. Разумеется, донор должен быть физически здоров, и сдача крови не повредит его здоровью. Подтверждением служит известный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора» (гл. 7).

— Батюшка, как можно помочь душевнобольному человеку, какому святому молиться?

— Для Господа мы все равны. Нет каких-либо особых молитв о тех людях, которых мы называем душевнобольными. Значит, и молиться о них нужно так же, как о всех болящих. Главное ведь в молитве искренность, желание помочь ближнему. Много молитв Господу нашему Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святым угодникам: великомученику Пантелеимону Целителю, безмездным врачам Косме и Дамиану… Выбирайте, кто ближе по душе. И, конечно, к таинствам Церкви надо прибегать — соборованию, причащению (возможно без исповеди, судя по состоянию больного): «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак 5:13–16).

— Подскажите, есть ли в нашей Нижегородской области духоносные старцы? Мне очень нужна помощь святого человека, который наставил бы меня на путь и помог. Помощь нужна и душе, и телу, и я никак не могу найти такого многоопытного человека. 

— К сожалению, я таких старцев не знаю. Надеюсь, что они есть. Молитесь, Господь укажет, если будет на то Его святая воля. Но я думаю, что наставить вас смогут священники в любом храме нашей епархии, если вы будете иметь твердую веру и надежду на помощь от Господа. Он везде способен проявлять Свою милость и через разных людей, не только через духоносных старцев, каковых во все века было немного.

— Я ношу своего грудного ребенка причащаться и часто смущаюсь из-за того, что батюшка причащает всех прихожан из одной ложечки. А люди у нас в храме разные, далеко не все здоровы. Я знаю, что много болезней передается через слюну. Знаю также, что излишне надеяться на Бога — грех. Нет ли каких-то других способов причащения?

— Других способов принимать Святые Дары не существует. Но есть традиция, что младенцев причащают в первую очередь. Что вас смущает? Вы несете ребенка Христу, причащаете Тела и Крови Его. «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк 10:13–14). Поэтому смело идите с вашим малышом вперед к Чаше и не сомневайтесь, сомнение и страх — всегда от лукавого.

— За что Господь лишает некоторых людей ума в старости? Это какое-то наказание при жизни, или испытание близким, или еще что-то?

— Чаще, вы правы, наши хвори являются следствием когда-то совершенных грехов. Хотя могут быть посылаемы как испытание и для смирения, научения нас достойно принимать волю Божию с надеждой на Его милосердие. Но не стоит забывать и о физической природе человека: он подвержен болезням, смертен, может иметь ослабленную природу по наследству, получать болезни генетическим путем. Известно же, что у алкоголиков, наркоманов потомство чаще всего рождается далеко не здоровым. Мы призваны беречь свое тело, как храм, в котором живет Дух («Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» — 1 Кор 3:16). Всегда ли мы помним об этом? Нет, не всегда. Так что есть болезни, полученные нами по безалаберности (переохладились, не то съели, много выпили и т. д.), но их лечат врачи, а есть те, которые может исцелить только Христос через наше покаяние. А результат покаяния — это, прежде всего, изменение нашей жизни — от бездействия к действию, от уныния к радости, от ропота к благодарности. И если болезнь ведет нас к этому, то слава Богу, что она послана нам!

Подготовила Вероника Калинина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.