Научиться добру и слушать свое сердце только сидя за партой вряд ли получится. Истинность этого утверждения проверили на практике учащиеся четвертых классов нижегородской школы №128, на уроках основ православной культуры. Преподаватель этого предмета Светлана Крапивина создала в помощь детям специальный проект «Эстафета добрых дел», который нашел отклик не только у детей, но и у коллег-педагогов. По итогам года он стал победителем окружного этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» как лучшая методическая разработка.
На жизненных примерах
Идея проекта родилась у педагога не случайно. Светлана Крапивина за 36 лет работы в школе привыкла вести разные предметы (черчение, ИЗО, МХК) и приобщать к ним своих учеников, чтобы показать практическую пользу получаемых знаний, живой связи теории с практикой.
Основы православной культуры Светлана Вячеславовна ведет третий год, но сердце и опыт сразу подсказали учителю, что понимание детьми нравственных качеств зависит в первую очередь от практического воплощения: душа тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.
— Мне хотелось увидеть, насколько глубоко дети погружены в тему, а также приучать их делать что-то для других, — объясняет цель своего проекта учитель.
«Эстафета добрых дел», от задумки до реализации, продукт сотворчества учеников с учителем. И хотя практическая часть проекта проходила во второй четверти, всю первую четверть класс к ней готовился. Дети не просто слушали о том, что такое смирение, милосердие, любовь, добро и зло, сложив руки на парте, а активно высказывались, приводя примеры из своей жизни. Учились нравственности друг у друга.
— Ну что с того, что я напишу на доске нравственные понятия? Это же надо наложить на жизнь, расписать в поступках, — рассказывает учитель. — Начинаю объяснять темы на своих примерах, и, глядишь, дети включаются в разговор, вспоминают ситуации из своей жизни. Иногда извиняюсь за свои поступки. Я поняла, что самое главное для детей — это общение по душам, которого им в жизни не хватает. Звенит звонок, а дети не уходят: «А вот я еще хочу сказать, а вот я еще вспомнил, а я еще расскажу…»
Отдельное внимание на уроках Светлана Крапивина уделяет анализу детьми своих поступков и чувств. Вместе они исследуют степени проявления добродетелей и учатся отличать истинные от ложных.
— Я показываю, сколько уровней может быть у хорошего поступка или добродетели. Если мы простили обидчика, то уже положили мячик на чашу добра, весы уравновесились, — продолжает педагог. — А если мы не только его простили, но и попросили у него прощения, а потом еще и помолились за него, мы поступили как христиане. Трудно так делать? Да, иногда трудно, отвечают они. Но об этом важно задумываться и к этому нужно стремиться. В одном классе у нас получилось так, что я эту теорию даже не расшифровывала. Дети на своих примерах из жизни вывели евангельское правило: «возлюбите врагов ваших».
Один мальчик признался: «Недавно мой товарищ разбил свой телефон, и родители ему сказали, что до конца года у него не будет телефона. А я полез к нему со своим новым телефоном, специально ему на больное. Он резко отшвырнул меня, настолько расстроился. Я это сделал, не подумав, но ему каково было, представляете? Конечно, я должен у него прощения попросить». «Даже если мы не знаем причины такой реакции человека, то, скорее всего, она была, — подхватывает другой ребенок. — Может, ему двойку поставили или у него дома проблемы. А мы тут хвалимся, это плохо».
Во второй четверти стартовал сам проект. В первые две недели Светлана Вячеславовна предложила детям вести календарики добрых дел. В течение этого времени каждый день нужно было себя оценить. В календарь записывать договорились только настоящие добрые дела. На предыдущих уроках ребята с учителем уже исследовали, какое дело можно назвать добрым и как отличить его от ложного.
— Я призывала деток подумать, с каким чувством, с какой целью мы совершаем хороший поступок. Из корысти, выгоды или ради другого человека, — вспоминает Светлана Крапивина. — К примеру, помощь маме. Можно сделать то, что хочется, а не то, что маме надо. Если мама отдохнула полчаса или час, то можете свое дело считать добрым. Вы послушали свою старенькую бабушку, уделили ей внимание и время — это тоже доброе дело. Бабушка — это кладезь мудрости. Бабушки вашей уже не будет, а вы своим внукам сможете передать ее наказы и советы. Мы не исключали и добрые дела для себя. Плохими поступками мы очень часто вредим сами себе.
От старших к младшим
Третьим и заключительным этапом проекта стала сама эстафета, во время которой четвероклассники передавали опыт доброделания младшим товарищам по школе.
— Как передать этот опыт? Я предложила детям сделать копилки для добрых дел и научить младших ребят ими пользоваться, словом, тоже вести учет своим добрым делам, оценивать свое поведение и отношение к окружающим, приучаться к самоанализу.
Дети сами придумывали оформление для своих копилок, инструкцию к применению и сопроводительную речь. Светлана Крапивина намеренно не стала делить учеников на группы — каждый ребенок делал свою копилку. Этот посыл должен быть личный, от души, считает она.
Сначала ученики презентовали копилки своему классу (для тренировки), а потом уже шли к младшим классам. Тем более, их в школе целых шесть. У первоклашек ребенок себя представлял, вспоминал о грядущем празднике Рождества Христова и важности в период подготовки к нему совершать добрые дела. Дети объясняли пошаговые инструкции, как пользоваться копилкой, а также дополнительное описание или даже наказ. К примеру, как отличить настоящее доброе дело от ложного, как совершать и при этом не задирать нос.
— Копилки получились разные, и по оформлению, и по наполнению, — рассказывает учитель. — У кого-то была тематическая банка, у кого-то — коробка с щелью или шкатулка с ячейками. Были многофункциональные копилки с разными кармашками. Дети придумывали свои варианты карточек: смайлики, символы добрых дел, готовые записки с делами (к примеру, помощь маме) или просто список дел с карандашом.
Два мальчика, по словам Светланы Вячеславовны, сделали копилку в форме компьютерной игры. Они разработали алгоритмы с картинками, своего рода пошаговый путеводитель по дороге добра. Чтобы продвигаться в игре, надо было совершать настоящие добрые дела. И не в игре, а в жизни.
В течение всего проекта копилки находились в классе. Авторы «накопителей» добра периодически приходили к первоклассникам и спрашивали, как у них продвигаются дела.
В конце четверти дети подводили итоги. Авторы копилок благодарили всех ребят за участие в доброделании. Открывая копилки и подсчитывая добрые дела, они говорили: «Смотрите, какие вы молодцы: сколько помогали маме, как старались не обижать младших, не ответить злом на зло!» Могли дети и просто спасибо сказать или вручить символические подарки.
Все копилки, сделанные юными участниками эстафеты нравственности, подходят для многоразового использования. Четвероклассники сходили со своими копилками во вторые классы, могли охватить и другие, но помешал карантин и переход на дистанционную форму обучения во втором полугодии.
Свой опыт по созданию и реализации «Эстафеты добрых дел» учитель описала, сформулировала и представила коллегам сначала на собрании районного методического объединения, а затем по инициативе коллег отправила на конкурс. Теперь учителя по ОПК не только в Автозаводском районе, но и во всем Приволжском федеральном округе смогут включить этот плодотворный проект в свою работу. Еще одно доброе дело будет жить, эстафета продолжается.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.