Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Книга памяти > «Краса Московского Успенского собора»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (143) 13:05, 7 июня 2018

«Краса Московского Успенского собора»

В 1921 году, 19 сентября, в Москве торжественно отмечалось 25-летие священного служения Церкви архидиакона Константина Розова. В этот день состоялось его наречение Великим архидиаконом. Такое в истории Русской Православной Церкви было впервые. Это ему, народному любимцу, такие выдающиеся композиторы как Александр Кастальский и Павел Чесноков посвящали свои произведения. Это он в 1918 году при восстановлении в России патриаршества впервые провозгласил в Храме Христа Спасителя многолетие Патриарху Тихону (Белавину). А ноты этого многолетия, с надписью «Красе Московского Успенского собора Константину Васильевичу Розову на долгую и добрую память от А. Кастальского 11 июля 1918 года» были вручены ему самим великим композитором. Мы продолжаем публиковать отрывки из книги Людмилы Розовой, дочери этого выдающегося российского диакона.

Наречение

«Вскоре мой отец был удостоен звания Патриаршего архидиакона с вручением двойного ораря и камилавки, о чем торжественно сообщалось в официальной прессе — газете «Московский листок» от 18 января 1918 года в разделе «Церковные вести» под заголовком «Возведение в сан архидиакона»: «Согласно предложения Патриарха Тихона протодиакон Большого Успенского собора К. В. Розов возведен в сан архидиакона и на него был возложен особой формы орарь». Это событие нашло отражение и в зарубежной прессе. В статье «Московские протодиаконы» А. Алексеев пишет: «После восстановления Патриаршества Патриаршим архидиаконом стал знаменитый Константин Розов — фигура колоритная, исключительно одаренный артистически человек с громоподобным голосом, натура целиком народно-традиционная».

Когда же состоялось наречение в Великого архидиакона, огромный, блистательный Храм Христа Спасителя был переполнен. Говорят, собралось свыше 15 тысяч человек. Святейший Патриарх Тихон возглавил это торжество.

Проходило чествование юбиляра от различных депутаций и концертное выступление знаменитых артистов Государственного Большого Театра и прославленных коллективов России — хоров Н. М. Данилина и П. Г. Чеснокова.

Среди многочисленных приветствий и поднесенных адресов от разных церквей, организаций и почитателей таланта Константина Васильевича был адрес «Своему дяде Косте признательная Москва». Это своеобразный подарок — огромная папка-альбом с серебряной пластиной, прекрасно исполненной в традиции московской черни по серебру, с монограммой в виде узорного вензеля юбиляра и фигурой дьяка у Кремлевской стены, держащего поздравительный свиток. Знаменателен его текст:

«…Ныне, в день 25-летия Вашего служения перед алтарем Господним, мы с теплой верой в Творца и беспредельной благодарностью к Вам, Его служителю, вспоминаем то благоговейное наслаждение, которое доставляло Москве Ваше исполненное задушевной веры служение. За последнее время не совершалось в столице ни одного торжественного богослужения, где бы ни славил Господа могучий, одухотворенный голос Патриаршего архидиакона, но, наряду с этим, мы, московские жители, не можем не отметить и того чисто человеческого, полного братской любви отношения Вашего к мирянам, которое снискало Вам задушевное, от самого сердца идущее и свободное от всякой официальности имя «Дяди Кости». Всей православной Руси ведомо имя архидиакона Константина Васильевича Розова, но имя «Дядя Костя» будет всегда жить в сердцах жителей Москвы и ее окрестностей… Низкий поклон Вам от благодарных москвичей…»

Были и адреса от «Московской семьи о. о. диаконов», от сослуживцев Успенского собора в Кремле, от Московского епархиального совета, рабочих и служащих Государственного завода №2, рабочих Московского Кремля и многих других почитателей таланта Константина Васильевича. Теплое поздравление он получил от К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и корифеев Московского Художественного театра: «Просим принять наше приветствие как почитателей Вашего могучего голоса и чуткого таланта, по случаю 25‑летнего юбилея Вашей деятельности. Он дорог нам еще и тем, что Вы Ваше дарование принесли на сцену Московского Художественного академического театра, принимая участие в пьесах «Каин» Байрона и «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого».

Творить благо

В тяжелое послереволюционное время Константин Васильевич, бедствовавший сам, старался помогать другим людям, которые, казалось, уже потеряли всякую надежду. В 1993 году в журнале «Москва» были опубликованы отрывки из дневников 1917–1919 годов В. А. Михайловского, бывшего старшего хранителя Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина.

Одна из записей повествует о чудесном событии, происшедшем в августе 1919 года: «Среда, 6 августа (24 июля). Несколько дней тому, в дождь, голодный, я шел в городе и около Тверской искал вегетарианскую столовую. Впереди меня под проливным дож­дем медленно двигалась величественная фигура духовного сана. Поравнявшись с ней, я обратился с вопросом, не знает ли он, где здесь находится вегетарианская столовая. Фигура повернулась ко мне, и я увидел симпатичное открытое лицо. «А зачем вам эта столовая?» — спросил он, пристально глядя на меня добрыми глазами. Удивленный этим вопросом, я ответил, что хочу есть. «Так зачем вам ходить в столовую? Позвольте предложить вам хлеба». Предложение это меня еще более удивило. Я поблагодарил, но отказался. Он стал убеждать, говоря, что у него хлеба вдосталь. Добрые люди снабжают его им в избытке, и он счастлив бывает, если может поделиться с голодным. Его слова были так убедительны, что я не мог больше отказываться, тем более что был очень голоден, и согласился принять. Зайдя под ворота, он вынул из сумки большую булку из просфорного теста, такую вкусную, о какой в последнее время можно было только мечтать». Этим благодетелем был Великий архидиакон.

Во время проведения торжества в честь своего наречения Константин Розов обратился к собравшимся с кратким словом. Выразив сердечную благодарность, он сказал: «Я волжанин и сердечно прошу вас оказать помощь голодающим Поволжья, моей родине…» Все собранные средства были переданы государству.

Мысль о родине, постигшем ее несчастье, глубоко волновала отца Константина. Он организует и участвует многократно в концертах «в помощь голодающим Поволжья» в разных городах страны, скромным свидетельством чему является «Удостоверение», где сказано: «Дано сие архидиакону Розову Константину Васильевичу в том, что 21 августа с/г принял участие в службе литургии в церкви Гребневской иконы Божией Матери на ст. Клязьма по Северной ж. д. и широко организовал среди молящихся сбор в пользу голодающих, за что церковная община приносит ему глубокую благодарность как инициатору и главному организатору этого великого, святого и государственного дела».

Подготовила Надежда Муравьева
по материалам, предоставленным архимандритом Тихоном (Затёкиным)

Продолжение следует

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.