«Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)… Но со мной, видимо, что-то пошло не так. Долгое время Москва упорно не хотела отзываться в моем сердце. Ну, не складывались у меня отношения с этим городом. Наполненная грустными и тревожными для меня ассоциациями, столица вечно встречала меня то затяжными ливнями, то мигренями, то простудой. Но в этом году вдруг что-то изменилось.
Итак, Москва была для меня только шумным и суматошным мегаполисом, где все куда-то торопятся, толкаются и вечно опаздывают. Здесь всегда пробки. Даже в метро. Даже ночью. Даже на пешеходной улице. Мне казалось, что в этом городе люди не слышат не только друг друга, но и самих себя. Что своим жителям Москва задает бешеный ритм жизни, который и ты волей-неволей должен поддерживать, приезжая сюда.
С 23 по 27 января наша команда просветительского центра «Логос» отправилась в командировку на XXXII Международные Рождественские образовательные чтения. Это было первое крупное задание в моей журналистской практике, и я больше переживала за свою работу, чем готовилась к встрече с трудным для меня городом.
Наша работа проходила слаженно, насыщенно, позитивно. А еще коллеги показали мне совсем другую Москву. Такую, которую я раньше почему-то не замечала… Зимнюю, нежную, сказочную и совсем не страшную. В ней оказалось множество мест, где можно восстановить силы и успокоить мысли. Об одном их них — Богородице-Смоленском Новодевичьем женском монастыре — я и расскажу.
Загадка названия
В один из дней нашей командировки мы отправились в эту обитель, которая в 2024 году отметит свое 500-летие. Это настоящая крепость: высокие неприступные стены, башни с бойницами, сложенные из кирпича. Монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году.
Зная из истории, что там находились в заточении многие царские узницы, я ожидала, что атмосфера будет угнетающая. Но почувствовала совсем другое — дух сильных женщин, которые не сломались под натиском жизненных обстоятельств и стойко приняли все горести и несчастья, выпавшие на их долю.
Существует несколько версий того, почему монастырь получил свое название. Согласно одной из них, раньше на этом месте было Девичье поле, где во времена татаро-монгольских нашествий отбирали молодых девушек, чтобы в качестве дани отправить их в Золотую Орду. По другой версии, обитель стали так называть в честь первой игумении, схимонахини Елены (Девочкиной). Весной 1525 года она вместе с 18 инокинями Покровского монастыря по указанию великого князя Василия III перешла сюда. Согласно третьей версии, обитель предназначалась для девиц. Приставка же «ново-» в названии появилась, чтобы отличать монастырь от Стародевичьего Вознесенского, находившегося около Спасской башни Московского Кремля.
Монахини боярских родов
Одной из отличительных особенностей обители стало то, что здесь часто принимали постриг представительницы знатных родов. Так, в 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, его супруга царица Ирина Годунова постриглась здесь с именем Александра. Для нее были построены отдельные палаты с домовой церковью. Здесь царица-инокиня принимала бояр и подписывала указы.
В 1610 году в монастырь была поселена инокиня Ольга — несчастная дочь Бориса Годунова Ксения. В Смутное время монастырь был разграблен и выжжен, насельницы отправлены в другие обители. Но при царе Алексее Михайловиче монастырь восстановили.
Самой же известной здешней обитательницей считается царевна Софья, сестра Петра I. С 1689 года она находилась здесь в заточении, а после неудачного восстания против молодого еще Петра была пострижена в монахини с именем Сусанна.
Царевна много чего сделала для монастыря. При ней сложился архитектурный ансамбль, который сохранился до наших дней. С 1995 года ансамбль является памятником архитектуры федерального значения, а в 2004 году он был включен в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Пятиглавый Смоленский собор — сердце обители — возник в 1524–1525 годах. По завершении строительства он был украшен уникальными фресками, которые составляют одно из ярких свидетельств таланта храмовых иконописцев XVI века. В данный момент собор находится на реставрации, и мы, к сожалению, не смогли в него попасть.
С 1727 года в монастыре поселяется инокиня Елена, в миру Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра Великого, мать несчастного царевича Алексея, бабушка императора Петра II, который и разрешил ей вернуться из Покровского Суздальского монастыря в Москву.
Несломленная обитель
При наступлении армии Наполеона на Москву монастырские ценности и святыни, а также молодых монахинь успели эвакуировать. 2 октября 1812 года французы вошли в обитель. Здесь был расквартирован один из полков. Захватчики пробыли в монастыре около месяца, а перед отступлением подготовили его к взрыву: заложили порох под колокольню церкви, подожгли длинные фитили и уехали. Но казначей обители матушка Сарра вместе с двумя другими сестрами вовремя подняли тревогу и погасили пламя. Ни одного взрыва не прогремело.
В XIX столетии монастырь процветал. На рубеже веков в нем подвизалось до 300 сестер. Здесь же находились приют для девочек-сирот, училище и церковно-приходская школа. В ХХ веке обители пришлось труднее всего. В период Первой мировой войны монахини шили белье и обмундирование. Некоторые из них стали сестрами милосердия и помогали раненым.
Самыми тяжелыми годами оказались 1918-й и 1919-й. Декретами советской власти были ликвидированы приют и воскресная школа, но еще оставалась богадельня, где проживали восемь престарелых монахинь. В 1920 году обитель была закрыта, на ее территории разместился Музей эпохи правления царевны Софьи и стрелецких бунтов, позже переименованный в Музей раскрепощения женщины. В 1926 году сюда переехал Государственный музейный фонд.
Но все же насельницы не покидали свою обитель. Одни устраивались в монастырь реставраторами и хранительницами, другие работали уборщицами, дворниками, сторожами. Кельи были отданы под коммунальное жилье. К сестрам подселяли людей, относящихся к вере враждебно. Но сила духа не покидала стен обители.
Во время Великой Отечественной войны здесь открыли два храма и богословские курсы, а затем — Богословский институт. Монахини же вернулись в монастырь лишь в 1994 году.
И собственно музей
Особого внимания заслуживает музей, который сейчас располагается в палатах царевны Софьи. В его экспозиции древние иконы, предметы обихода, облачение священнослужителей и многое другое. Меня впечатлила большая красивая изразцовая печь Лопухиных.
Отдельный зал посвящен фотографиям и личным вещам игумении Серафимы (Черной) — первой настоятельницы возрожденной обители. Матушка Серафима была внучкой священномученика митрополита Серафима (Чичагова), автора летописи Серафимо-Дивеевского монастыря.
Не меньший интерес вызывают образцы лицевого шитья из мастерских Новодевичьей обители, представленные на выставке. Здесь можно даже увидеть рабочее место вышивальщицы. Монастырь издавна славился мастерством своих золотошвей и белошвей.
В Новодевичьем монастыре я насладилась тишиной, напиталась духом чистоты, погрузилась в атмосферу московской старины. Вот где прекрасное место для того, чтобы отдохнуть от столичной суеты! Но ведь, на самом деле, таких мест в Москве великое множество. Их надо только уметь видеть.
Москва действительно больше, чем думает каждый из нас. Деловая, культурная, научная, студенческая, гламурная, развлекательная. А есть еще православная, и это огромный пласт истории и современности, неиссякающий источник духовного обогащения. И он обязательно откроется во всей своей красоте каждому, кто смотрит на мир с открытым сердцем.
Татьяна Гарина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.