Исследуя сочинения древних церковных писателей, можно прийти к выводу, что Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, то есть Пасха Воскресения. С течением времени из празднования Пасхи крестной образовалась Страстная седмица (в древности она называлась „Великой седмицей“), с ее торжественно-скорбными богослужениями, из Пасхи же Воскресной — собственно Пасха со Светлой седмицей.
Вселенскому Торжеству Святой Пасхи предшествует величественное воспоминание и прославление Святых Страстей (страданий) Божественного Спасителя. В переживание всех этих событий Матерь Церковь вводит нас после подготовительного сорокадневного периода, называемого Святой Четыредесятницей. Отсчитав от начала Великого Поста 40 дней (пост начался 15-го февраля), видим, что 26-го марта, в пятницу, заканчивается Святая Четыредесятница, следом за ней, в Лазареву субботу, мы прославляем „образ общего воскресения“, а в Неделю Ваий вместе с детьми еврейскими торжественно встречаем Господа, „грядущего на вольную страсть“. И вот, перед нами открывается величественная картина последних дней земной жизни Спасителя, Его страдания, смерти и погребения.
Воспоминание спасительных Страстей
Лазарева суббота и Вербное воскресение служат неким переходным звеном от Четыредесятницы к Страстной седмице, каждый день которой посвящается особому воспоминанию, отраженному в песнопениях и евангельских чтениях на утрене и литургии.
В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.
В Великий вторник Господь обличал книжников и фарисеев. Церковь напоминает нам Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах.
В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.
В Великий четверг в богослужении вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святой Евхаристии, омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним и молитва в Гефсиманском саду.
Великая пятница — день глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа нашего Иисуса Христа; в этот день Божественным Cпасителем была принесена Голгофская Жертва на Кресте.
В Великую субботу Церковь вспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его во гробе, схождение Его душою во ад, возвещение там победы над смертью и избавление душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника в рай.
Умолкает «всякая плоть человеческая», когда в эту Преблагословенную Субботу (суббота по-еврейски означает «покой») упокоился во Гробе Единородный Сын Божий.
Для благоговейного поклонения нам предлагается Святая Плащаница; мы лобызаем изображенные на ней страшные раны нашего Избавителя. Провожая умиленным взором Плащаницу, уносимую священнослужителями в алтарь, и видя затворяющиеся за нею врата и завесу, мы вспоминаем камень, затворявший Живоносный Гроб.
Мы знаем, что уже через несколько минут они распахнутся, мы выйдем вслед за духовенством во тьму пасхальной ночи и, словно мироносицы, шедшие «утру глубоку помазать Тело Христово», пойдем навстречу дорогому Учителю. Мы остановимся перед закрытыми дверьми храма, и полночную тьму как гром взорвет первое «Христос воскресе!»
Праздников праздник
Слово «Пасха» ведет свое начало от ветхозаветного праздника Пасхи, который в свою очередь был назван так от еврейского слова «песах» («проходит мимо») для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства. Ангел, погубивший египетских первенцев, когда видел кровь пасхального агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.
В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви: «…Пасха, Господня Пасха, ибо от смерти к жизни и от земли к небесам Христос Бог нас привел, поющих победную песнь».
Нынешний порядок совершения пасхального богослужения сходен с уставами древнейших богослужебных памятников православного Востока. Особенности утреннего пасхального богослужения — весьма древнего происхождения — коренятся в особых торжественных богослужениях древней Церкви,— так называемых песенных последованиях, совершавшихся в Великих (кафедральных) церквах Константинополя, Антиохии и Солуни. Это подтверждают свидетельства уже IV века.
В дальнейшем пасхальное богослужение в основном не претерпевает особых изменений, а только пополняется новыми песнопениями. Те величественные песнопения, которые мы слышим в Светлый Праздник Пасхи, большей частью принадлежат святому Иоанну Дамаскину, который сложил их, пользуясь творениями великих богословов и древних отцов Церкви, преимущественно святителей Григория Богослова и Григория Нисского.
Святитель Григорий Богослов в своем 45-м Слове на Пасху восклицает: «О если бы иметь мне голос, достойный ангельской песни», я возвестил бы вам так: «Пасха! Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».
Невозможно сосчитать, сколько раз за пасхальную службу возглашаются жизнеутверждающие слова «Христос воскресе!», невозможно измерить и мощь народного ликующего гула, подобного «шуму вод многих», с замиранием сердца спешащего ответить: «Воистину воскресе!».
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.