Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > Крестное ожерелье Карелии
«Моя надежда» №2 2018 14:01, 7 августа 2018

Крестное ожерелье Карелии

Обитель преподобного Александра состоит из двух монастырских комплексов: Троицкого, у братских келий (на фото слева), и Преображенского, у монастырского кладбища

Это север. Не крайний, где запредельный — на грани выживания — мороз ничего не оставил, кроме снега. Чуть более мягкий север, создавший, под угрозой вечной мерзлоты, дух захватывающую красоту природы и закаленный дух христианских подвижников. «Трисолнечный свет Православия», как пишется на иконе валаамских преподобных Сергия и Германа, когда-то просветил эти места, и с тех пор карельские «остроконечные елей ресницы над голубыми глазами озер» перемежаются увенчанными крестами церковными главками.

Новый Авраам

Православие здесь утвердил святой апостол Андрей, поставив крест на скалах Валаама. Далее огонь молитвы питали святые насельники острова (рассказ о духовной громаде валаамской обители читайте в №3 за 2015 год нашего журнала или на сайте nne.ru), а один из воспитанников Валаама просветил светом Христовым всю Карелию. Это преподобный Александр Свирский. Три Ангела пришли к ветхозаветному праотцу Аврааму под сень Мамврийского дуба, три Ангела посетили келью свирского отшельника новозаветных времен. Известны только эти два явления Святой Троицы за всю историю Церкви. По повелению Гостей преподобный Александр построил с братией на берегу Рощинского озера Троицкую церковь.

Свято-Троицкая Александро-Свирская обитель возрастала, заслужив название «северной Лавры». Главной святыней стали мощи ее основателя, канонизированного в 1547 году, всего через 14 лет после кончины. Они удостоились полного нетления, источают благоуханное миро. Говорят, мироточение особенно усилилось, когда святыня в 1998 году вернулась в обитель. Мощи увезли в 1918-м, при разграблении монастыря чекистами, а потом прятали среди экспонатов музея Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Вместе с преподобным пострадали и насельники: настоятель, архимандрит Евгений (Трофимов), и многие из братии были расстреляны. В монастыре в годы репрессий разместили Свирьлаг, позднее психиатрическую больницу.

Когда в конце 1990-х среди «мерзости запустения» появились новые послушники и монахи, разоренные храмы возрадовались видимым образом: не дожидаясь реставрации, в них сами стали обновляться старинные фрески.

Кижи

Словно игрушечный он, остров с деревянным храмом-горой. Преображенская церковь — как евангельский Фавор: большой купол — Спаситель, поменьше — пророки Мои­сей и Илия, святые апостолы. Этот и соседний, Покровский, храмы Кижского погоста стали основой музея-заповедника, открытого в 1966 году. Из разных уголков Карелии на остров постепенно перебрались и другие шедевры деревенского зодчества — домики, часовни, амбары. Погулять или покататься на лошадке по Кижам очень занимательно. Главное — основательно утеплиться, ветер здесь как в открытом море.

Три твердыни

Три самые известные древние карельские обители связаны с именем преподобного Александра Свирского.

Родители преподобного Александра, крестьяне Стефан и Васса, в начале XV века жили с сыном в селе Мандеры напротив Введенского монастыря на другом берегу реки Оять. В этой обители супруги приняли монашество. Теперь они — преподобные Сергий и Варвара — почивают здесь под спудом.

Основан на берегу озера Важа в начале XVI века учениками святого Александра Свирского преподобными Геннадием и Никифором. Неоднократным посетителем и жертвователем обители был святой праведный Иоанн Кронштадтский. Около 1922 года последних монахов расстреляли на территории монастыря, церкви разорили, в зданиях размещалась колония для несовершеннолетних. Только в 1991-м началось возрождение монашеской жизни.

Во второй половине XVI века преподобный Афанасий Сяндемский, по преставлении своего учителя — преподобного Александра, вышел из Свирского монастыря и основал пустынь в глухих лесах у двух озер, Сяндема и Рощинского. Монастырь процветал недолго: в XVII веке его опустошили литовцы и шведы, затем пожар. В начале ХХ столетия он возродился как женский, но вскоре был разорен совхозом. В 1941 году рядом с обителью проходил оборонительный рубеж, и перекрестный огонь довершил разруху. Вновь монастырь открылся в 2011 году.

Младшая сестра древних обителей

Селение Тервеничи на Вепсской возвышенности упоминается в русских летописях с начала XII века, и храмы здесь были всегда. Но Покровский Тервенический женский монастырь очень молод, основан в 1991 году. Тогда на возрождение единственной не до конца разрушенной здешней церкви и создание монастыря был назначен молодой иеромонах Лукиан (Куценко), ныне архиепископ Благовещенский и Тындинский.

Главная святыня новой обители — Тервеническая икона Божией Матери — создана в 1992 году в Одессе, это копия пребывающей в одесском соборе чудотворной Кас­перовской иконы. От новописанного образа также стали отмечаться исцеления, и теперь списки с Тервенической иконы есть во многих храмах Санкт-Петербурга.

Кроме Покровского, в монастыре уже построены два малых храма: трапезный — Успения Богородицы и пещерный — Киево-Печерских святых, четыре часовни. Есть святой источник.

Горный парк Рускеала

Паломник вы или турист-экстремал, путешествуете с маленькими детьми или пожилыми родителями, но нельзя уехать из Карелии, не повидав этот храм природы. Поросшие лесом громады мраморного каньона не воспринимаются как рукотворные, хотя это «всего лишь» наполненный грунтовыми водами заброшенный карьер по разработке мрамора. Ценный камень здесь добывали со второй половины XVIII века — времен Екатерины Второй. Карельский мрамор украшает многие дворцы и храмы северной столицы, в том числе Исаакиевский и Казанский соборы.

Посетителям горного парка предлагают проплыть на лодке над прозрачными водами каньона или (тут нужны крепкие нервы) «пролететь» над ним в альпинистском снаряжении, посетить штольни и грот, спуститься в таинственный провал, полюбоваться водопадами реки Тохмайоки.

Текст: Светлана Акимова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.