Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Круг лета
15:21, 14 сентября 2013

Круг лета

14 сентября (1 сентября по старому стилю) православные празднуют церковное новолетие — начало церковного года, называемое также Началом индикта. Это очень древний праздник, он установлен на I Вселенском Соборе в 325 году.

Удивляет, но чаще огорчает духовная всеядность некоторых наших сограждан, готовых наряду с гражданскими Новым и Старым годами праздновать начало нового года и с китайцами, и с японцами, и с шаманистами, и даже по календарю майя. Называя себя, между тем, православными, они в то же время не знают, что у Церкви есть свой новый год, или новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется Началом индикта.

В течение многих веков новый год в нашей стране начинался 1 марта, потом, с 1492 года, именно с этого дня — 1 сентября. Затем Петром Великим был введен Новый год по западному образцу — с 1 января. Но как бы ни менялись даты гражданского новолетия, Церковь неизменно, с ветхозаветных времен и до сих пор, начинает богослужебный год с сентября. Индикт — слово латинское, которое переводится как «объявление, назначение, налог». Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, удобного для расчетов. Счет по индиктионам был введен императором Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт был введен в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

На Руси существовал особый «чин летопроводства», который совершался в этот день. Вот как, например, это было при царе Михаиле Феодоровиче. В канун нового года благовестили, то есть били в колокола, повсюду в Москве, в храмах служилась вечерня. На следующий день

до полудня народ стекался на Ивановскую площадь, между Архангельским и Благовещенским соборами. Там ставили два богато украшенных аналоя, на них лежали иконы. По правую сторону от Благовещенского собора устраивали места для царя и для Первосвятителя.

Патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, совершал торжественное моление. Из Успенского собора выносили святые образа и хоругви. Патриарх шествовал в облачении, со всем духовенством, останавливался перед церковными воротами на восток и начинал молитвословие. После этого царь целовал Святое Евангелие, а потом Патриарх, благословляя его Животворящим Крестом, спрашивал о его здоровье.

Затем оба отправлялись на Красную площадь в сопровождении священного пения и бесчисленной толпы народа. Тут начиналось молебствие с водоосвящением. Патриарх приветствовал монарха, желал здоровья ему и царскому семейству и окроплял святой водой. Государь же поздравлял народ, который отвечал громогласно: «Здравствуй на многие лета, надежа Государь!»

В толпу сыпали мелкие деньги, богатые люди рассылали по приютам милостыню, другие посылали от себя кушанья, всякого рода хлеба: калачи, коржи, пироги, пряники и прочее. Снабжали в изобилии жизненными припасами, наделяли бедных одеждой и приютом, и новый год ознаменовывался благочестивыми делами. Колокольный звон Ивана Великого возвещал о наступлении нового года в продолжении целого дня.

В конце XVII века, с изменением государственной даты празднования нового года, ушла в прошлое и традиция встречать царю праздник в окружении своего народа. А Церковь, как и много веков назад, празднует новолетие первого сентября, так как круг церковного богослужебного года с его праздниками и священными воспоминаниями начинается именно в сентябре.

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.