Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > Кто детей научит?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 17 (101) 16:20, 12 сентября 2016

Кто детей научит?

«Школа все делает противоположно правильному воспитанию ребенка — от начала до конца. Сама школьная система противоположна естественному воспитанию и образованию человека», «Ребенок как трава в поле или в школе», — подобных высказываний в адрес школы у председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова найдется немало. В своих публичных выступлениях уважаемый в кругах верующих пастырь очень часто касается этой актуальной для многих современных родителей темы и выражений не боится. Только самый ленивый, наверное, не ругает сегодня школу. Однако ж и альтернатив ей большинство из нас не видит. Хотя… Все чаще в последнее время слышны реплики в поддержку образования на дому, или семейного образования (СО). В преддверии нового учебного года мы решили обсудить эту тему с гостями нашей рубрики.

shamolinaИрина Шамолина, советник по вопросам развития семейного образования председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:

— В 2000 году Конституционный суд РФ установил, что существует конституционная обязанность государства «гарантировать всем детям доступность различных форм образования», следующая как из Конституции РФ, так и из статьи 28 Конвенции ООН о правах ребенка. Узнав о своем праве образовывать детей дома, все больше родителей выбирают именно эту форму. Что движет такими родителями? Я очень много общаюсь с семьями из разных регионов, и, на мой взгляд, главной причиной является не недовольство современным школьным образованием, а недовольство качеством собственного образования и навыками социализации, полученными в школе. В общем-то, очевидно, что образование, получаемое коллективно по стандартной схеме, всегда будет менее эффективно, чем индивидуальное образование. Образовательный процесс по своей сути не менее сложен, чем процесс воспитательный, и тут не может быть идеальных стандартных решений. Это прекрасно понимает и государство, ведь индивидуализация провозглашена одной из целей, которые ставит перед разработчиками программ общего образования российский Федеральный государственный образовательный стандарт (раздел IV, статья 21). Поэтому родители, которые убеждены, что десять лет, проведенные ими в школе, не были достаточно эффективными в академическом плане, ищут альтернативные пути для своих детей. А точнее сказать, не альтернативные, а хорошо забытые традиционные пути. Ведь массовой школе не более 150 лет, а до нее целые тысячелетия образованием детей управляли их родители. Помимо самого качества образования, верующих родителей беспокоит секулярная наполненность типовой школьной учебной программы, компенсировать которую одним днем в воскресной школе малореально. Вопрос социализации детей на семейном образовании кажется камнем преткновения для многих людей, мало знакомых с семейным образованием. Но родители, выбирающие семейное образование, руководствуются в этом вопросе желанием дать своим детям более разнообразные социальные навыки, чем общение с двумя социальными группами — учителями и одноклассниками. Они хотят научить своих детей общаться с максимально широким спектром представителей российского социума, хотят научить детей тому, как находить общий язык с малознакомыми людьми, как вливаться в новый коллектив, как вести себя в разных жизненных ситуациях: при поступлении на работу, на деловых переговорах, на торжественных мероприятиях и т. п. Всему этому ведь в школе не научишься. Родители хотят видеть своих детей более подготовленными к жизни, чем они ощущали себя сами после школы. При активной позиции родителей вполне реально обеспечить детям на семейном образовании гораздо более качественную социализацию, чем та, что доступна в школе.

kruglovaИрина Круглова,
предприниматель:

— Я считаю, что домашнее образование, в смысле образование силами семьи, не может быть заменой школьному образованию. Почему?

Первая причина — ценности. Если говорить о том, что до революции домашнее образование было весьма распространено, стоит отметить, что большинство семей русской земли опиралось на ценности Православной Церкви и воспитывало своих детей в христианском духе. В XXI веке нет системы ценностей, на которые бы опиралась и руководствовалась ими в жизни вся Россия или значительная ее часть. В некоторых семьях отсутствие образования тоже является ценностью и признаком «чистоты» человека. У всех свои воззрения. А дети вырастут. И понесут в общество вопиющую разность ценностей, в том числе антисоциальных. Они будут не готовы слушать антагониста и уважать его мнение, потому что мир будет «узок», как взгляды воспитавшей семьи. Государство просто не сможет контролировать такое разношерстное общество. И тогда надо будет готовиться к войне.

Вторая причина — многие семьи просто не могут обеспечить никакое образование своим детям. В силу низкой грамотности, отсутствия времени у родителей, приоритета других забот. Мы живем в стране, где большое число людей находится за чертой бедности и не дотягивает даже до среднего класса. Где взять восемь рабочих часов среди бела дня, чтобы обучать ребенка, если отец и мать или все время на работе, или ухаживают за больными стариками, или пьют, а то и все вместе?!

Третья причина — уровень жизни. Жесткая разность ценностей и низкий уровень образования легко обеспечат нашей стране через 20 лет хорошую коррупцию, безра­ботицу, никак не функционирующую государственную машину и войны.

Четвертая причина — социальные коммуникации. Ребенок должен общаться, учиться строить диалог, в том числе с людьми иных воззрений; видеть мир в его реальном многообразии и уметь решать конфликты; отличать добро от зла, противостоять злу, делать свой выбор и преодолевать препятствия. Режим домашнего «инкубатора» вполне способен вырастить «овечку Долли», очень похожую на своих предшественников, но никак не сильную личность, способную к здоровой интеграции и подвигам, как столпы земли русской.

lubyakoТатьяна Лубяко,
пенсионерка:

— Учиться надо в школе: по дисциплине, по звонкам, в коллективе. Обучение на дому — одна из допустимых форм образования. Но далеко не для всех, особенно если речь идет о здоровых детях. Я боюсь, что, оставшись дома, наши дети, получившие и так много свободы, не научатся поведению в коллективе, умению слушать и слышать, работать в команде, а иногда и подчиняться (да, именно подчиняться) мнению большинства (и это не пресловутый конформизм, а во многих случаях тренировка характера, закалка воли).

Мне кажется, родителями в данном случае движет барское настроение, желание вырастить какую-то сверхличность, не похожую ни на кого, а потому не считающуюся ни с кем. Сейчас на все лады распевается «нестандартность», «креативность», индивидуальный подход — персонализация всего и вся. Сколько умных людей уже выпустила школа, и наша страна во многих областях, в том числе и в науке, впереди планеты всей. И это потому, что школа у нас плохая? Конечно, в школьной системе есть недостатки, были они и в 1930‑е годы XX века, но плохое все-таки надолго не приживается.

usanovaМарина Усанова, многодетная мама:

— Если бы мне буквально несколько месяцев назад сказали, что я не поведу своих детей в школу, я бы очень удивилась и решила, что это категорически невозможно. Только школа, и точка. Но когда я погрузилась в тему семейного образования, то поняла: другого пути не существует. Для меня, как для матери, самая высшая ценность в жизни — это дети. Я не хочу сдавать своих детей в какое-то учреждение, как вещи в камеру хранения. Чтобы потом осматривать, нет ли у них каких-то повреждений: психологических или нравственных. Я хочу сама управлять процессом воспитания и образования своих детей. Современная школа не дает не только должного уровня образования (с этим согласится большинство родителей), она в корне убивает у ребенка интерес к обучению, его безумную тягу к знаниям, его познавательные способности. Я уже не говорю о нравственном воспитании, которого в школе нет совсем. И самое главное, чем меня пугает школа, — переориентация ребенка с семьи на своих ровесников. Чему могут научить ровесники — стихийная группа детей, попавшая в класс? Самые главные ценности ребенок берет из семьи. Я сама буду подбирать друзей своим детям, формировать круг их общения. Мои дети не будут оторваны от общества: кружки, секции, наконец мероприятия, организованные единомышленниками: мастер-классы, экскурсии, праздники, фестивали, пикники, семейные вечера с детьми-«нешкольниками» и их родителями.

В Москве и Санкт-Петербурге уже работают центры домашнего обучения, которые оказывают поддержку семьям, которые пошли по пути СО. Они разработали широкий перечень учебных программ. Во всех социальных сетях есть уже группы поддержки семей и детей на СО, они обмениваются опытом, консультируют новичков, организуют индивидуальные очные и онлайн-занятия, регулярные групповые консультации и интенсивные курсы изучения отдельных предметов. Многие люди либо прошли уже этот путь, либо ушли уже далеко. Как выяснилось, таких людей много.

Я понимаю, что обучение детей своими силами — сложный путь. Но я готова к трудностям, у меня есть настрой, и, надеюсь, с Божией помощью у нас все получится.

prot-vasilij-spirinПротоиерей Василий Спирин,
настоятель Михайло-Архангельского собора в Нижегородском кремле, преподаватель
Нижегородской духовной семинарии:

— В целом я настороженно отношусь к такому опыту — обучению на дому. Большое значение в социализации ребенка играет коллектив. Отсутствие коллектива может препятствовать этому, вхождению ребенка в общество, воспитанию ответственного перед обществом гражданина, патриота своей страны. Коллективное воспитание дает возможность привить навыки солидарности, взаимовыручки, общей работы в команде — все это положительные стороны школьного воспитания. Еще один момент — патриотическое, гражданское, духовное воспитание. Родители, сами обучающие ребенка, могут не уделить внимания развитию именно этих чувств: патриотизма, ответственности за свою страну. В домашнем воспитании очень многое зависит от субъективных взглядов родителей, системы ценностей конкретной семьи. На выходе мы можем не получить патриотически настроенного гражданина. Я, конечно, понимаю, что недовольство школьной системой толкает родителей на альтернативные школе формы обучения. Но я считаю, что заменой школе может быть не домашнее обучение, вне коллектива, вне общих духовных стратегий общества и государства, а скорее, частные гимназические школы, которые, с одной стороны, учитывают все плюсы коллективного воспитания, с другой — стараются формировать небольшие классы, педалируют индивидуальный подход к личности учащегося. Если родители всерьез озабочены качеством образования своих детей, хорошей альтернативой может служить гимназическое образование, в том числе в православных гимназиях.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.