Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Кто они — праведники наших дней?
17:04, 3 марта 2014

Кто они — праведники наших дней?

Внутренний мир человека — тайна за семью печатями. Даже самые лучшие психологи до конца не могут разгадать ее. Открыты сердца человеческие только Богу, к которому стремится каждая христианская душа. Поэтому когда человек пытается постичь собственный внутренний мир, проанализировать свои мысли и поступки, чтобы приблизиться к Господу, у него возникает множество вопросов. На некоторые из них, прозвучавшие в эфире радио «Образ», отвечает клирик Спасо-Преображенской (Карповской) церкви Нижнего Новгорода иерей Александр Хекало.

Можно ли в домашней молитве отходить от церковнославянского текста, просить Бога и благодарить Его собственными словами, идущими от сердца? И какая молитва более сильная: общая в храме или молитва священника, монаха, иерарха?

— Вопрос о форме домашней молитвы — он, по сути, об искренности ее, о том, идет ли она действительно из глубины сердца. Домашняя молитва, как и любая другая, должна быть собранной, а не рассеянной. Во время утреннего и вечернего правила, если происходит рассеяние ума, лучше отложить молитвослов и пообщаться с Богом своими словами.

Мы знаем, что монах, священник, иерарх — это люди, которые призваны к подвигу молитвы. Но если брать во внимание только это обстоятельство, то их молитва не будет отличаться перед Богом от молитвы любого другого человека, поскольку, по слову апостола, все мы с вами, как миряне, так и духовенство, являемся царственным священством. Чья молитва более сильная: старшего ребенка, среднего или младшего?

То есть ответ на вопрос «Чья молитва действеннее?» — в том, насколько сильно человек чувствует Бога, насколько он готов доверить ему все просимое и готов благодарить. А Господь видит молитву каждого, будь человек праведным или грешным. Главное — искренне обращаться.

Можно ли спастись человеку, если он не крещен, но ведет благочестивый образ жизни, не нарушает нравственных законов? Или путь ко спасению лежит только через Крещение?

— С одной стороны, в Священном Писании мы встречаем такие слова: «Кто будет веру иметь и креститься, тот спасен будет, а кто веры иметь не будет, тот будет осужден». В другом месте Священного Писания апостол Павел говорит нам, что язычник спасется своею совестью, законом своей совести. Это значит, что познавший истину Христа, но оттягивающий момент Крещения по причине духовной расслабленности не будет, наверное, иметь оправдания, если опоздает и не примет Святого Крещения.

Другое дело, если человек ничего не знает о Христе и сознательно не отвергает Евангелие, то есть живет как бы в условиях еще Ветхого Завета, по тем законам, которые предписаны ему совестью и государством. Закон — это все-таки основа внутренней жизни, но не итог ее. А над законом стоит Любовь, над законом стоит Божия благодать. Но нам не дано знать суд Божий о нас.

Поэтому человеку очень нужно понимать, насколько его внутренние качества сообразны тому устроению духовной жизни, которое должно опираться у христиан на Священное Писание и Предание Церкви. А у людей, которые никогда даже не слышали о Христе, — на те условия, которые предписаны их естественным нравственным законом — совестью.

Всегда ли нужно смиряться или только тогда, когда ничего нельзя изменить? Не мешает ли смирение сопротивляться обстоятельствам, преодолевать зло, вообще дерзать в земной жизни? Или стоит уповать только на жизнь небесную?

— В своем земном существовании мы должны жить так, как будто являемся гражданами Неба. Апостол Павел в одном из своих посланий говорит, что мы все должны делать так, как ради самого Господа. Богом человеку даны возможности для реализации его внутреннего потенциала, и Он не ждет от Своего творения безвольного участия в земной жизни, когда тот плывет по течению и не ищет заботы о ближнем, не стремится к улучшению своих личностных качеств.

Внутренний потенциал должен как-то выражаться, и смирение в этой перспективе выглядит ни чем иным как готовностью довериться Богу. Ведь безволие и смирение — вещи разные. Смирение и самоуничижение — тоже вещи разные. Смирение и готовность пожертвовать собой иногда могут быть разными явлениями.

Если речь идет о смирении, возникает вопрос: ради чего оно? Действительно ли ради любви к Богу и ближнему? Настоящее смирение сопутствует духовному совершенству человека. Смирение — от слова «мир»: мир в душе с Богом и с ближними ради Господа. А жизненные обстоятельства иногда показывают нам Его волю. Это происходит только тогда, когда человек готов доверить себя Господу.

Смиряться — значит не требовать от Бога того, чего нам иногда так хочется: ведь Господь лучше знает, нужно нам это или нет. А зло преодолевать просто необходимо, но следует понимать, откуда оно исходит. Очень часто человек сам становится генератором зла. Зачастую это случается от завышенных требований к окружающим или к самому себе. Поэтому лучше обратить взор вглубь себя: может, ты был в чем-то неправ, все ли ты сделал так, как ожидал от тебя Господь? Истинное христианское смирение — это не потворство злу и греху, не оправдание собственных слабостей. Это, еще раз повторяю, — готовность довериться Богу.

Как победить гордыню?

— Победить ее почти невозможно по той причине, что человек будет всегда терпеть искушения от диавола. И диавол, видя немощь человека, будет предлагать ему возможные варианты к удовлетворению его несовершенств. Очень важно отношение человека к своей гордыне: он готов признать ее нормой или назвать пороком, который препятствует его полноценному духовному и общечеловеческому счастью?

Решать проблему гордыни сложно, потому что она всякий раз будет действовать на свободу человека. И чем рассуждать о гордости, лучше говорить и думать о качествах, которые богоподобны: терпении, милосердии, кротости. Нужно бороться не против гордости, а за любовь Божию и свою духовную свободу от греха.

Существуют ли в наше время праведники? Как они могут выглядеть и по каким чертам их можно узнать?

— Праведника в наше время, как и в любое другое, можно узнать по тем качествам, которые обозначил Сам Христос. Он сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13: 35). Праведный может выглядеть как угодно. Но чаще всего это человек совершенно неприметный. Я, естественно, не касаюсь внешних данных: высокий, низкий, цвет глаз, волос и так далее.

Речь идет о том, что праведник не будет никоим образом себя выделять в силу своей природной христианской скромности. А вот внутренний мир этого человека отличен от других. И понять это мы сможем только по одному признаку: если есть любовь к ближнему в человеке, то она обязательно себя проявит.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.