В 2013 году в городе Кулебаках начали возводить новый храм — в честь священномученика Михаила Гусева. Для верующих уютный деревянный храм стал большой радостью, но мало кто из кулебачан знал о святом, его жизненном пути и трагической гибели. Исправить ситуацию решили активисты общественной организации «Молодая гвардия». Был создан целый проект по сохранению памяти святого земляка, жившего совсем недавно. О том, как он развивался и какие результаты были достигнуты, рассказал автор проекта, студент Нижегородского государственного педагогического университета имени Кузьмы Минина Владислав Шаблов.
Шахматы и пресса
В 1927 году, когда был закрыт Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, отца Михаила, служившего в обители, арестовали первый раз. Освободили батюшку через две недели, и спустя некоторое время он был назначен настоятелем Никольского храма в Кулебаках. Сейчас эту церковь можно увидеть только на фотографии. В наши дни на ее месте находится школа №8.
— Наши краеведы, правда, до сих пор спорят, где стоял этот храм. Некоторые говорят, что сейчас на его месте — роддом, — уточняет Владислав Шаблов. — Но когда мы проводили первый открытый урок, посвященный памяти Михаила Гусева, директор 8-й школы Нина Мочалина рассказала, что в 2010-х годах вскрывали полы в учебном заведении и нашли надвратные кресты. Их заложили в фундамент строящегося храма.
Идея познакомить кулебачан с биографией священномученика Михаила Гусева возникла у участников молодежного объединения «Молодая гвардия» в 2016 году. В подготовке проекта ребятам помог преподаватель истории и основ православной культуры средней общеобразовательной школы села Саваслейка Кулебакского района, заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Серафимовский учитель» Андрей Елисов — это у него учился Владислав.
Работа началась с опроса: молодые люди вышли на улицы Кулебак, чтобы расспросить горожан о личности Михаила Гусева. Людей, владеющих информацией, оказалось немного. Интересно, что больше знающих о священномученике было среди молодежи, тех, кто посещал воскресную школу.
Организаторы решили, что необходим буклет, где содержались бы основные сведения из биографии отца Михаила. Вскоре была выпущена брошюра со множеством иллюстраций: вот батюшка со своей супругой Ниной Ивановной, вот Нижегородская духовная семинария, где он учился, храмы, где служил, копии документов, которые оформляли при аресте священника в 1937 году. Закономерным результатом работы стало то, что активистам удалось выяснить много новых, интересных фактов биографии священномученика.
— Мы, например, узнали, что он очень любил играть в шахматы, — рассказывает Владислав. — Играл по переписке, то есть писал в письме ход и отправлял своему оппоненту. У того дома доска стоит. Он передвинет фигуры, сделает свой ход и так же отсылает в письме. Дочь отца Михаила вспоминала, что он обыграл таким образом самого Александра Алехина.
А еще отец Михаил, вопреки совету булгаковского профессора Преображенского, читал советские газеты. Выписывал «Известия» и говорил: «Читайте газеты. Вот сейчас кулаков, богатых людей убирают, потом и нас будут уничтожать. А потом и за рабочих примутся». В годы гонений семье Гусевых отказались даже проводить в дом радио и электричество. Эти и многие другие подробности, описанные в «Житиях святых, новомучеников и исповедников земли Нижегородской», участники проекта по сохранению памяти священномученика Михаила используют в своей работе.
Имя стало узнаваемым
Основным пунктом проекта современных «молодогвардейцев» было проведение открытых уроков, посвященных памяти новомученика Михаила Гусева. Активисты побывали во всех городских школах Кулебак, выезжали и в сельские.
— После того как я выступал с презентацией, — рассказывает Владислав Шаблов, — для аудитории постарше показывали фильм «За имя мое» режиссера Марии Можар. По сюжету, там арестовывают священника, только действие происходит в послевоенные годы. Во время просмотра многие плакали, они почувствовали, какое страшное время было, какая совершалась несправедливость по отношению к священникам. Ведь отца Михаила Гусева обвинили в организации церковно-фашистской группы. А он не вел пропаганды, просто выполнял свой пастырский долг. Я спрашивал детей: почему Церковь канонизировала этого человека? И они давали ответ: потому что он до последнего стоял за веру и не отрекся от того, что было для него свято.
Конечно, среди слушателей находились и те, кто отнесся к происходящему со скепсисом.
— Однажды встает девочка и с вызовом спрашивает, какие иконы в иконостасе и как каждый ряд называется? Мы немного растерялись, ведь мы не позиционировали себя как знатоки православной культуры, а хотели рассказать о яркой и интересной личности, о силе человеческого духа, — вспоминает Владислав.
В 1937 году отца Михаила Гусева дважды вызывали в НКВД, предлагая отречься от сана, угрожали арестом, призывали задуматься о судьбе дочери. В последний день августа его арестовали. Батюшка оставил супруге записку: «Не плачь, не ропщи — тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя…» Сегодня это звучит как завет всем сохраняющим его память, актуальный в любые времена.
Осенью того же года его расстреляли, но еще много лет семья не знала о смерти батюшки, думая, что он в ссылке. Впоследствии дочь священника Мария Михайловна Никулина (Гусева) получила ответ из нижегородской прокуратуры, что местом захоронения отца следует считать Бугровское кладбище. К ответу была приложена справка о посмертной реабилитации.
Год работы по сохранению памяти новомученика принес плоды: имя Михаила Гусева стало в Кулебаках узнаваемым. 9 апреля активисты местного отделения «Молодой гвардии Единой России» вновь провели в городе соцопрос о личности пострадавшего за веру священника. Оказалось, что из 150 опрошенных прохожих 64% знают, кто такой Михаил Гусев, и лишь 36% никогда о нем не слышали.
— Я бываю в гостях и вижу наши буклеты, — добавляет Владислав. — Даже замечал пару раз, что они стоят рядом с иконами.
Останавливаться на достигнутом участники проекта не намерены. Есть задумки организовать концерт, шахматный турнир памяти Михаила Гусева, провести конкурс творческих работ.
— Мы бы, конечно, хотели вывести наш проект на более высокий уровень, — поделился его автор. — Ведь практически в каждом районе есть люди, пострадавшие за веру, почему бы и там не разработать подобные открытые уроки, не создать для них методические материалы?
Дарья Петрова
Публикация подготовлена в рамках проекта «Унесенные революцией» при грантовой поддержке конкурса «Православная инициатива».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.